Где придумали официальные автономера
118 лет назад, 25 апреля 1901 года, в штате Нью-Йорк в США, официально были введены автомобильные номера, а их первыми владельцами стали 954 человека. Всех владельцев машин обязали зарегистрировать свои фамилии и адрес, а также описание своих автомобилей. Кроме того, автолюбители должны были заплатить один доллар за регистрацию. После этого им вручалась небольшая табличка, на которой были указаны инициалы владельца.
В начале XX века такие «номера» существовали и в других странах, в том числе и в России. Причем в нашей стране для механических транспортных средств они были единого образца как для велосипедов, так и для мотоциклов, а затем и автомобилей. Затем власти поспешили также узаконить и световые знаки. Параграф 15-й «Обязательных постановлений о езде на автомобилях по городу Санкт-Петербургу» за 1902 год гласил: «Автомобили должны быть снабжены фонарями, обращенными назад, с написанным на фонарном стекле номером».
Помимо этого, повсеместно было установлено правило ежегодной замены номеров. «Близится 15 марта, когда московские автомобилисты, желающие ездить на машинах, должны представить свои автомобили на техосмотр и получить в городской управе новый номерной знак», — писала газета в 1911 году.
Автомобильные номера той поры были очень тяжелыми и неудобными. Чтобы закрепить номерной знак на своем авто, было рекомендовано привязывать номера кожаными ремешками к рессорам передней и задней осей.
Сначала автомобильные номера содержали только цифры. Машин в ту пору было не очень много, ими владели лишь самые обеспеченные граждане, а потому для каждого автомобиля было достаточно простого цифрового номера.
Однако такая простота имела и обратную сторону — каждая машина регистрировалась только в том населенном пункте, где проживал ее владелец, а потому междугородние поездки влекли за собой массу проблем. Каждый крупный город в России начала прошлого века имел право вводить свои номерные знаки, которые отличались огромным разнообразием форм и расцветок и часто становились причиной путаницы. В Москве знаки на автомобилях меняли раз в год, причем всякий раз они были нового цвета.
Кстати, немцы не согласны с первенством США в вопросе выдачи автономеров и считают первым номер, выданный в Мюнхене 14 апреля 1899 года. Его заказал знатный немец в качестве подарка своей жене. Он состоял из надписи «IA 1», расшифровывающейся как инициалы супруги, а цифра «1» говорила о том, что жена — первая и единственная любовь своего мужа. Вероятно, этот номер можно считать первым «именным номером», но все-таки серийные номерные знаки первыми придумали в Америке.