Гаврилов: священнослужителей с иностранным образованием будут доучивать в России
В весеннюю сессию предстоит работа над поправками в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Фото: Юрий Инякин / ПГ
Упорядочение деятельности региональных уполномоченных по правам человека, налоговые льготы бизнесу, жертвующему средства религиозным и некоммерческим организациям, пострадавшим от пандемии, субсидии в размере 1,55 миллиарда рублей общественным организациям… Об этих и других законодательных итогах 2020 года «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.
- Сергей Анатольевич, в своём обращении к избирателям на сайте комитета вы отметили, что правовые основы гражданского общества в стране представляют сегодня целую систему взаимосвязанных законов, призванных обеспечить реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, непрерывный общественный диалог. Означает ли это, что система приобрела законченную форму?
- Наша цель состоит в максимальном вовлечении граждан в работу институтов гражданского общества — добровольческие организации, территориальное общественное самоуправление. Считаю, что воспитание патриотизма состоит не в запретах и барьерах, а в прямом участии граждан в жизни страны, города, своего дома, сохранении и приумножении традиционных нравственных ценностей.
Система регулирования деятельности институтов гражданского общества, правовым фундаментом которой является Конституция, безусловно, сформирована, хотя и продолжает совершенствоваться. Принятые изменения показывают свою эффективность.
Например, реализация Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)», над которым наш комитет много лет работал совместно с представителями добровольческих, благотворительных и религиозных организаций, позволила сформировать единый подход к регулированию отношений в сфере волонтёрства. А также обеспечить чёткое взаимодействие между волонтёрами, организаторами их деятельности, благополучателями, органами государственной власти и местного самоуправления.
В итоге число граждан, занимающихся волонтёрской деятельностью, составляет уже более 7,5 миллиона человек, в ближайшие десять лет ожидается рост числа волонтёров до 15 процентов.
- Какие принятые Госдумой в прошлом году законы, инициированные или одобренные комитетом, вы бы особо выделили?
- В 2020 году завершилась работа над законом, направленным на регулирование общих принципов организации деятельности региональных уполномоченных по правам человека. Оформление единой государственной системы повлияет на эффективность осуществления правовой защиты прав граждан. Предоставленные законом новый статус и права позволят уполномоченным в субъектах Федерации сохранить независимость от регионального руководства и осуществлять свои полномочия наравне с федеральным уполномоченным. И это обеспечит равные права на защиту для граждан всех регионов.
Безусловно, борьба с пандемией внесла существенные изменения в работу комитета. При подготовке Закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», касающегося расширения мер налоговой поддержки пострадавшим в связи с противоэпидемическими мероприятиями предприятий и некоммерческих организаций (НКО), была поддержана наша поправка об освобождении религиозных организаций и НКО, включённых в реестр наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции, от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с поправками пожертвования в любой форме от любых юридических лиц в адрес некоммерческих и религиозных организаций относятся на издержки жертвователей и уменьшают уплачиваемый ими налог на прибыль. Такие изменения стимулируют социально ответственный бизнес к ещё большим пожертвованиям религиозным организациям и социально ориентированным НКО (СОНКО).
В ходе работы над поправками в бюджет на 2021 год удалось добиться и сохранения размера субсидий для общероссийских общественных организаций на уровне текущего года — более 1,55 миллиарда рублей из федерального бюджета выделят крупным и наиболее значимым общероссийским общественным организациям, в частности благотворительным и добровольческим.
Существенно увеличились возможности Фонда президентских грантов, который показал себя наиболее эффективным партнёром некоммерческих и общественных организаций при реализации ими программ социальной поддержки граждан пожилого возраста, семей с детьми, образовательных программ, патриотического воспитания молодёжи. Благодаря софинансированию фондом даже небольшие некоммерческие организации смогли реализовать подобные программы на уровне села, района, города. Причём все финансовые средства выделяются на конкурсной основе и абсолютно прозрачно.
Для профилактики мошенничества, связанного с пожертвованиями, принят закон, устанавливающий требования к использованию ящиков для подобных сборов, запрещён сбор средств всем структурам, кроме ограниченного круга организаций, у которых благотворительная деятельность является основной уставной деятельностью. А выемка и инкассация собранных средств на благотворительность стала публичной.
- Какие конституционные поправки были инициированы вашим комитетом и вошли в обновлённый текст Основного закона РФ?
- Была внесена поправка с предложениями в новую редакцию преамбулы Конституции. Однако в связи с решением не изменять текст преамбулы вместе с первыми статьями практически все наши основные положения нашли отражение в поправках, направленных Президентом России.
В частности, русский язык закреплён как государственный; отмечена государствообразующая роль русского народа, обозначены такие важные положения, как борьба с фальсификацией истории, защита нашего исторического наследия и памяти о защитниках нашего Отечества, защита и поддержка семьи, а семья определена как брак между мужчиной и женщиной. В поправках были учтены наши предложения о защите суверенитета государства. Также важным положением является закрепление положения о ценностях и культурном наследии, переданных нашими предками с верой в Бога.
- Что, на ваш взгляд, осталось вне поля зрения законодателей в сфере общественных отношений и должно стать предметом обсуждения?
- Целесообразно рассмотреть перспективы продления государственной поддержки социально ориентированных НКО и добровольческих организаций. Принятые меры по смягчению негативных последствий распространения новой коронавирусной инфекции позволили сохранить их деятельность. Но необходимо продлить возможность реализации права СОНКО на обращение за льготными кредитами для выплаты заработной платы и соответствующим образом изменить условия погашения этих кредитов, а также освободить до конца 2021 года от проведения обязательного аудита за 2020 год фонды, являющиеся СОНКО.
Представляется целесообразным внести в налоговое законодательство изменения, предусматривающие особенности учёта сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при совершении операций с продовольственными товарами (за исключением алкогольной и табачной продукции), передаваемыми на безвозмездной основе благотворительным организациям.
- Какие законопроекты вы считаете приоритетными на весеннюю сессию?
- Да, в весеннюю сессию предстоит работа по доработке ряда законопроектов. В частности, комитет рассмотрит поправки к Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» по совершенствованию правового регулирования деятельности религиозных объединений. Они касаются нормы об обязательном получении дополнительного профессионального образования в российских духовных образовательных организациях священнослужителями и религиозным персоналом религиозных организаций, имеющими иностранное духовное образование.
Это положение вызвало дискуссию среди представителей традиционных конфессий. Вместе с тем практика показывает, что полученное в зарубежных центрах духовное образование не учитывает российские правовые, нравственные и культурные традиции, что в ряде случаев способствует радикализации деятельности отдельных религиозных организаций и вовлечению их участников в экстремистскую деятельность.
Учитывая отсутствие у ряда конфессий духовных образовательных организаций, находящихся на территории нашей страны, необходимо доработать законопроект и не распространять эти требования на уже работающих в нашей стране священнослужителей, а только на тех, кто намерен приступить к этой деятельности.
Кроме того, при отсутствии в нашей стране духовных образовательных организаций переобучение можно пройти на кафедрах теологии отечественных государственных вузов, перечень которых утвердит Минобразования России, а аттестацию будет проводить непосредственно централизованная религиозная организация соответствующей конфессии.
В ближайшее время планируется завершить работу над законопроектом, регулирующим особенности оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям (ТОС). Им предлагается предоставить статус социально ориентированных НКО для того, чтобы органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могли оказывать финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, а также в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС.
Вместе с тем законопроектом предусматривается, что власти субъектов и органы местного самоуправления не вправе оказывать поддержку ТОС в таких формах, как предоставление льгот по уплате налогов и сборов, осуществление закупок у них товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предоставление льгот по уплате налогов и сборов юридическим лицам, оказывающим ТОС материальную поддержку… Но введение запрета на закупку услуг для муниципальных нужд представляется недостаточно обоснованным, так как на практике значительное число ТОС успешно осуществляют благоустройство территорий, опираясь непосредственно на мнение жителей.
Не теряет своей актуальности и поправка в Закон «Об Общественной палате Российской Федерации», закрепляющая возможность компенсации расходов, связанных с проездом и проживанием лица, сопровождающего члена ОП РФ, имеющего инвалидность.
- Как вы считаете, соответствует ли нынешняя законодательная база уровню развития гражданского общества страны?
- Гражданское общество в России, в отличие от зарубежных стран, на протяжении многих лет развивалось в отсутствие чётко выстроенного законодательного регулирования. Сегодня активность таких институтов с каждым годом увеличивается, третий сектор экономики берёт на себя ответственность за решение общественных проблем граждан на территории всей страны.
Действительно, гражданское общество развивается значительно быстрее, чем законодатель формулирует положения правового регулирования данной сферы. В этой связи важно отметить, что государство не навязывает обществу формы для самореализации, а следует в законотворческой деятельности за развитием институтов гражданского общества.
Ещё материалы: Сергей Гаврилов