ФСБ и МВД узнают о пассажирах всё
На усовершенствование информсистемы транспортной безопасности Минтранс планирует потратить 2,5 миллиарда рублей до 2026 года
Объем данных россиян, передаваемых в Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности ЕГИС ОТБ (включает в себя автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств), в ближайшие три года увеличится с 6 элементов до 22. Об этом говорится в паспорте ведомственной программы цифровой трансформации на 2024 и плановый период 2025-2026 Министерства транспорта. Документ размещен в Федеральной государственной информационной системе координации информатизации. «Парламентская газета» выясняла, как нововведение повлияет на уровень безопасности на транспорте.
Банковские карты и IP-адреса
Ранее «Парламентская газета» писала, что в Министерстве транспорта подготовили проект приказа о новом порядке формирования автоматизированных баз персональных данных о пассажирах и экипаже, который должен вступить в силу 1 сентября этого года. Согласно документу, на который ссылается ряд СМИ, помимо данных паспорта и билета пассажиров, перевозчиков хотят обязать передавать в единую базу информацию, указанную пассажиром при бронировании и покупке билета. В том числе сведения о телефонах, адресах электронной почты и пароли учетных записей. Сейчас туда вносят лишь паспортные данные, дату поездки и маршрут.
Уточняется, что сведения должны передавать перевозчики на воздушном, водном и железнодорожном транспорте, а также автотранспорте при междугородном и международном сообщении за некоторыми исключениями. Данные будут поступать в Единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности.
Также собирать хотят данные учетной записи на сайте или в приложении перевозчика, а также IP-адрес и номер порта, с которого передавалась информация. В случае оплаты бронирования банковской картой перевозчик должен будет передать четыре последние цифры карты и наименование банка, а также стоимость билета и класс обслуживания. Храниться такие данные будут в течение семи лет.
Зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин в своем аккаунте написал, что не сомневается в уровне защиты Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, добавив, что он выше, чем у систем бронирования многих перевозчиков. В то же время он счел избыточным набор данных, которые хочет получать Минтранс.
«Например, пароль для доступа в личный кабинет пользователя. Не понимаю, как его раскрытие поможет обеспечить безопасность пассажиров. Наоборот, это создаст дополнительные риски, ведь перевозчики будут вынуждены прекратить шифровать пользовательские пароли. Хакеры скажут спасибо», — заключил Горелкин.
Пассажиры не почувствуют неудобств
Согласно ведомственной программе цифровой трансформации, Минтранс планирует расширить перечень вносимых данных в ЕГИС ОТБ с нынешних 6 до 22. Какие именно дополнительные сведения пассажиров будут передаваться в информсистему, в ведомстве не поясняют.
Безусловно, первое, на что ориентируются в Минтрансе, — это безопасность граждан, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. Расширение перечня данных, которые будут собираться государством, также связано именно с этим — в министерстве считают, что таким образом смогут с большей долей вероятности выявлять тех пассажиров, которые представляют опасность, в том числе и террористов.
Возможно, многие не знают, но даже по особенностям того, как забронирован билет, можно выявить потенциального преступника, уточнил депутат.
«При этом сами граждане не почувствуют разницы, так как дополнительную информацию от них никто не потребует. Храниться все собранные данные будут в надежно защищенной системе. Вопрос заключается только в том, как обеспечить безопасную передачу всех необходимых данных в государственную систему без допущения утечек. Ее, абсолютно точно, нужно четко проработать. В противном случае компаниям-перевозчикам придется платить внушительные штрафы за утечки, соответствующие нормы, уверен, уже совсем скоро вступят в силу», — отметил Антон Немкин.
Парламентарий обратил внимание, что, когда новые правила вступят в силу, компании будут обязаны уведомить граждан о расширении списка собираемых данных, перезаключить соглашение об обработке персональных данных с пользователями.
«Опасения же тех авиакомпаний относительно того, что сбор и передача данных потребуют от них дополнительных расходов, также можно понять. Тем не менее, когда речь идет о безопасности наших граждан, финансовый вопрос должен подниматься в последнюю очередь», — сказал законодатель.
Полное импортозамещение
Помимо увеличения передаваемых персональных данных россиян в информационную систему, Минтранс планирует до 2026 года модернизировать и импортозаместить саму архитектуру ЕГИС ОТБ. При этом должно быть создано единое защищенное цифровое окно инспектора Ространснадзора, «позволяющее автоматизировать исполнение государственных функций обеспечения транспортной безопасности».
Кроме того, у субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков появится возможность направления уведомлений в Ространснадзор о предстоящей перевозке грузов в ЕГИС ОТБ.
Вместе с тем силовики, благодаря нововведениям, смогут получать уведомления о паспорте обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в электронном виде.
Сведений о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, равно как и записей о пассажирских перевозках по всем видам транспорта в ЕГИС ОТБ также за предстоящую трехлетку станет больше.
Справка:
Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности была создана и запущена в эксплуатацию Минтрансом России в 2013 году для защиты транспортных средств и инфраструктуры, пассажиров и персонала от актов незаконного вмешательства. ЕГИС ОТБ обеспечивает информподдержку деятельности в области транспортной безопасности Минтранса, Росавиации, Росжелдора, Росморречфлота, Росавтодора, Ространснадзора и других уполномоченных организаций и предприятий.
Читайте также:
• «Белых» хакеров хотят вывести из-под уголовной статьи • Депутат Антон Немкин рассказал, как остановить распространение дипфейков
Ещё материалы: Антон Горелкин , Антон Немкин