Этногородок на краю земли
«Ямал» в переводе с ненецкого языка означает «край земли».
Гостей этногородка директор школы Людмила Сухарь встречает в традиционной ненецкой одежде – синей ягушке
В этом суровом и одновременно удивительно прекрасном краю на берегу одноименной реки затерялась деревня Харампур. Поселение не сразу-то и на карте отыщешь: более сотни верст от райцентра Пуровского района, 70 километров до ближайшей железнодорожной станции. В деревне всего 5 улиц и проживают здесь 326 человек, а с учетом рыбаков и оленеводов, кочующих в Харампуровской тундре, 785 человек. Тем не менее, с недавних пор деревня приобрела всероссийскую известность. И все благодаря муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-интернат основного общего образования».
В школе 76 учащихся, из них 71 — дети коренной национальности, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Местное начальство с гордостью называет это учебное заведение визитной карточкой Пуровского района. Судите сами. Школа награждена дипломом I степени на Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик в номинации «Сельские (поселенческие) мини-практики». Этнографический городок школы признан лучшим на Всероссийском форуме «Вовлечение граждан в местное самоуправление: актуальная муниципальная практика» и рекомендован для реализации в других регионах страны. Реализованный проект включен во всероссийский Атлас лучших муниципальных практик.
- Основная задача нашего образовательного учреждения — обеспечить полное погружение детей коренных малых народов Севера в этническую среду, — рассказывает директор школы-интерната Людмила Сухарь. — Мы не должны забывать местные традиции, национальные праздники, самобытные обряды. Главное для ненцев — находиться в гармонии с природой и самими собой. Именно это помогает людям жить и выживать в суровом климате Ямала. И еще: пока будут существовать такие комплексы, дети будут всегда чтить родителей, помнить свои корни. В школе-интернате созданы все условия, привычные для жизни детей коренных народов, благоприятные для развития и сохранения национальных культур и традиций предыдущих поколений.
Над созданием этнографического городка трудились в основном преподаватели и воспитанники школы-интерната. Но со временем этой идеей удалось зажечь практически всех жителей деревни: кто лабаз привез, кто подарил нарты, кто изделия из бересты, кто ненецкие столики. Таким образом, под открытым небом был создан уникальный музей самобытной истории и традиций малочисленных народов Севера — ненцев и селькупов.
Этнографический комплекс — это 20 экспозиций. Знакомство с разделами «Озеро в тундре», «Лабаз», «Рыбацкий стан», «Кораль», «Традиционная национальная одежда», «У хлебной печи», «Национальная ненецкая кухня», «Посуда из бересты», «Предметы быта рыбака», «Национальный сувенир», «Охота на дичь старинным ненецким способом» и другими дает полное представление об образе жизни коренных северян. По всем правилам здесь обустроены четыре чума — четыре жилища тундровиков. В них можно увидеть предметы обихода, которыми пользуются в повседневной жизни рыбаки, охотники и оленеводы, отведать местные деликатесы. Два чума «Рыболовство» и «Хозяйка чума» предназначены для практических занятий мальчиков и девочек. Местная детвора с удовольствием осваивает традиционные бытовые навыки. Например, приготовление местных блюд в ненецкой печи и на кострище, сервировку стола с использованием посуды из бересты. Школьники с удовольствием посещают мастер-классы по пошиву сувениров из сукна, меха, бисера, бересты. Силу и ловкость помогают развивать национальные виды спорта: прыжки через нарты, борьба, сборка и разборка чума. И самое важное — в настоящее время учащиеся школы активно ведут исследования в области краеведения, истории, этнографии и этнокультуры лесных ненцев, составляют ненецко-английский толковый словарь.
Сегодня в нашей стране наблюдается рост этнического самосознания. Особое внимание уделяется вопросам сохранения самобытности, а также проблемам взаимодействия туризма и культуры. Этнографический туризм все больше получает прописку на Ямале. И этому в немалой степени способствует Харампурская школа-интернат. Местный этногородок стал объектом пристального туристического внимания как для жителей близлежащих населенных пунктов, так и для гостей Ямало-Ненецкого автономного округа. Деревенский музей уже посетили в общей сложности примерно полтысячи человек. Восторженные отзывы людей — яркое свидетельство тому, что Ямал — это место, где удивительным образом сочетаются природная красота и вековые традиции гостеприимства. Все, кто хоть раз побывал в этих краях, мечтают вновь вернуться на этот «краешек земли».
Фото предоставлены сотрудниками школы-интерната