Этническое многообразие «по-западному»
Проблема обеспечения прав коренных народов и недискриминационного отношения к отдельным этническим группам является неотъемлемой частью международного права и важным направлением межгосударственного взаимодействия.
Одним из ключевых международных документов по правам коренных народов является Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов 2007 года, определяющая основополагающие принципы проведения национальной государственной политики в отношении коренного населения. В основу такой добросовестной политики должно быть положено право коренных народов на самоопределение, достойную жизнь, сохранение и укрепление своих собственных институтов, культур и традиций, развитие в выбранном ими направлении в соответствии со своими потребностями и стремлениями.
Существование этого документа свидетельствует о достижении всеобщего консенсуса относительно недопустимости дискриминационного отношения к коренным народам, равно как и о стремлении государств обеспечить необходимые условия для надлежащей реализации их прав и интересов.
Постыдный мировой исторический опыт этнической дискриминации и его, без преувеличения, разрушительные последствия как для определенных этнических групп, так и в целом для мирового сообщества наглядно демонстрируют абсолютную неприемлемость подобного подхода в современном обществе. Причем отголоски подобного бесчеловечного поведения, казалось бы, оставшегося в прошлом, слышатся и сегодня.
К примеру, в мае 2021 года в Канаде были найдены останки 215 воспитанников интерната для детей коренных народов, которых отлучали от семей и отправляли в специальные учреждения. В результате подобной колониальной политики, проводимой с середины XIX и до конца XX века, тысячи детей были отправлены в школы, из которых они уже не возвращались. Воспитанникам таких интернатов запрещалось говорить на родном языке, практиковать традиционные обычаи, не говоря уже об актах насилия в их отношении и невыносимых условиях жизни. Официальные извинения за подобные действия государства по отношению к детям аборигенов были принесены премьер-министром Канады Джастином Трюдо только в 2017 году. То есть властям Канады потребовалось около века для осознания масштаба трагедии.
Несмотря на устоявшийся в мировом сообществе консенсус относительно исключительной важности обеспечения прав коренных народов, иных этнических групп и связанных с этим правовых гарантий, данная проблематика, к сожалению, не теряет своей актуальности. Увы, и на современном этапе этническая дискриминация, а порой и прямой культурный геноцид являются частью государственной политики отдельных развитых зарубежных юрисдикций.
В ноябре 2006 года Европейский центр мониторинга расизма и ксенофобии опубликовал свой ежегодный отчет с жёсткой критикой в адрес Чехии, Словакии и Венгрии, обвинив эти страны в сегрегации и дискриминации цыганского населения в сфере образования, трудоустройства и предоставления жилья. По словам председателя Европейского центра мониторинга расизма и ксенофобии А. Крикли, в Чехии, Словакии и Венгрии цыгане подвергаются дискриминации на расовой почве со стороны общества.
Также мировому цивилизационному процессу знакомо понятие «культурный геноцид». Положение инуитов, этнической группы коренных народов Северной Америки, проживающей на трети территории Канады и относящейся к эскимосско-алеутской семье, является ярким примером этого явления.
Читайте также:
• Флагманской темой Послания Путина стала повестка социального развития
Согласно проведённым исследованиям, к 2051 году только 4 % инуитов будут говорить на родном языке. Подобная ситуация во многом является отражением проводимой Канадой политики. Так, за 2019 год министерством наследия Канады, несмотря на то что родным язык инуитов назвало более 60 % населения, на его поддержку было направлено в 39 раз меньше финансирования, чем на поддержку французского языка.
Более того, Канада сталкивается и с другими проявлениями этнической дискриминации, выражающимися, к примеру, в более низких показателях получения образования со стороны коренного населения, по сравнению с канадцами, а также в том, что молодые представители коренных народов из резерваций в 11 раз чаще обвиняются в совершении убийств, чем канадская молодежь, что объективно не может не вызывать тревогу.
В то же время отдельные проявления дискриминационной политики и предвзятого отношения в обществе к определённым этническим группам получают распространение и в таких развитых европейских государствах, как Дания и Германия.
К примеру, в Германии наблюдается рост случаев этнической дискриминации и расизма. Согласно ежегодному докладу Агентства Германии по борьбе с дискриминацией, число обращений в ведомство по причине дискриминации по мотивам этнического происхождения или расизма в 2021 году увеличилось, по сравнению с 2019 годом, с 3580 до 6383. Проблемы у обратившихся за помощью возникали в связи с поиском работы или жилья, на рабочем месте, а также во многих других ситуациях.
Дания ужесточает свою иммиграционную политику в отношении «незападных» жителей. В соответствии с принятым в мае 2021 года законом в одном районе могут поселиться не более 30 % иммигрантов.
Очевидно, что проблема дискриминационного отношения к коренным народам и отдельным этническим группам, несмотря на достижение высоких стандартов в области прав и свобод человека, является довольно стабильной для западных стран. В этой связи исключительно важно выстраивание межгосударственного диалога и проведение каждым государством этнической политики на основе глубокого уважения к самобытности коренных народов и недопустимости каких-либо форм дискриминации.
Ещё материалы: Андрей Клишас