Есть только МиГ?
Кто и, главное, чем будет защищать воздушно космические рубежи России?
Ответ на этот вопрос постарались найти участники парламентских слушаний, организованных Комитетом Государственной Думы по обороне. Их тема — «Возобновление производства МиГ-31: реальность и перспективы». На обсуждение собрались члены обеих палат парламента, представители Администрации Президента и Правительства РФ, военные ученые и специалисты. Почему столь ответственные государственные мужи озаботились судьбой самолета четвертого поколения, поднявшегося в небо еще в первой половине 70-х годов? По убеждению многих участников дискуссии, возвращение в строй уникального советского истребителя перехватчика сегодня весьма актуально.
Дело в том, что после развала Советского Союза и окончания «холодной войны» была радикально пересмотрена и военная доктрина. Руководство страны посчитало, что у новой России больше нет внешних противников, а более опасный враг внутренний, поэтому и защищать ее воздушные рубежи больше не нужно. В 1994 году производство лучшего в то время в мире истребителя-перехватчика МиГ-31 было прекращено. А уже произведенные машины со временем выработали свой технический ресурс.
Тем не менее, по мнению специалистов, они и сегодня по своим летнотактическим данным во многом превосходят зарубежные аналоги, а при условии модернизации могли бы еще послужить защите наших границ. Недаром в прежние времена эту машину называли «легендой отечественной авиации». На ней были установлены многие мировые и отечественные рекорды, не превзойденные и по сей день. Это единственный истребитель- перехватчик, который пригоден для патрулирования нашего воздушного пространства в арктических широтах.
О том, насколько использование этого авиационного комплекса сегодня нужно для создаваемых Воздушно-космических сил, рассказал председатель Комитета Государственной Думы по обороне, адмирал Владимир Комоедов. По его убеждению, в наше время угроза военных конфликтов отнюдь не исчезает. Соединенные Штаты Америки и их партнеры по НАТО накопили огромный военный потенциал и активно используют его для решения международных проблем. Их базы в Европе и Азии размещаются все ближе к нашим государственным границам.
По данным военных экспертов, сейчас прикрытие с воздуха на малых высотах осуществляется только на трети, а на больших — лишь на половине территории страны. Для осуществления воздушно-космической наступательной операции против России страны НАТО во главе с Соединенными Штатами могут создать группировку в 5000 боевых самолетов и использовать свыше 6000 крылатых ракет типа «Томагавк». Их боевую мощь, считает парламентарий, усиливает и космическая группировка США — около 400 спутников военного и двойного назначения.
В настоящее время российские ВВС активно модернизируются, спроектированы самолеты нового, пятого, поколения, отметил Владимир Комоедов. Они способны уничтожить до 60-65 процентов средств воздушного нападения противника и сорвать его военно-космическую наступательную операцию. По мнению председателя Комитета ГД по обороне, нам надо использовать все имеющиеся возможности для повышения своей боеготовности, а возобновление производства МиГ-31 БМ — «это не конкуренция с Су-35С, а дополнение его достоинств и устранение недостатков двух непревзойденных самолетов современной России».
Член думского Комитета ГД по обороне, руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов напомнил слова Президента Владимира Путина: «Крайне важно нам двинуть вперед модернизацию» и выразил уверенность, что «опыт индустриализации 30-х годов может в этом сослужить хорошую службу». На поддержку авиации, по словам парламентария, предполагается истратить 5 триллионов рублей — очень большие и значимые деньги: важно, чтобы они пошли по назначению. Эта проблема, подчеркнул он, вышла сегодня на первый план не только потому, что нам крайне важно развивать авиацию, но и надо сохранить те технологические цепочки, без которых невозможен прорыв в будущее.
Необходимые технические условия для возобновления производства либо модернизации легендарного истребителя-перехватчика, считает заместитель председателя Комитета ГД по промышленности Павел Дорохин, имеются. Так, на Гатчинском авиаремонтном и Пермском моторном заводах складированы до тысячи двигателей Д-30Ф6, используемых в МиГ-31. На авиастроительном заводе «Сокол» в Нижегородской области, на других предприятиях ВПК сохранились основные производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав и документация, необходимые для восстановительных работ. Этого вполне достаточно для модернизации и производства по крайней мере 300 истребителей-перехватчиков, которые смогут быть на боевом дежурстве еще лет 10-15. К этому времени, считает парламентарий, можно наладить серийный выпуск и машин пятого поколения.
Высоко оценивая тактико-технические данные легендарного перехватчика, заместитель председателя Комитета ГД по обороне, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая отметила, что этот самолет способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус действия составляет 720 километров. Он вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 миллиметра с боекомплектом 260 выстрелов и оснащен шестью точками подвесок для ракет различных типов. Модернизированные МиГ-31 могут обнаруживать цели на расстоянии до 280 километров. Летчики-испытатели считают, что группа из четырех таких машин способна контролировать по фронту пространство до 1000 километров. Депутат предложила остановить начавшуюся утилизацию истребителей-перехватчиков, поскольку после модернизации и оснащения новыми комплектующими их можно успешно использовать.
МиГ-31 и сегодня продолжает оставаться одним из уникальных самолетов в мире, констатировал член Комитета ГД по обороне Александр Тарнаев. По его словам, этот авиационный комплекс предназначен для использования в системе ПВО страны, может выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе с малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами, а также высотными гиперзвуковыми летательными аппаратами, стратегическими бомбардировщиками, низкоорбитными спутниками и космическими объектами. Причем он предназначен для использования в любое время суток и сложных погодных условиях. Модернизированные МиГ-31 оснащаются системой дозаправки топливом в полете, отметил депутат, что значительно повышает радиус их действи
Участники парламентских слушаний пришли к заключению, что в современных условиях, несмотря на крупные финансовые средства — 23 триллиона рублей, выделяемые на перевооружение армии и флота, — наша страна не сможет поддерживать военно-стратегический и военно-тактический паритет с ведущими мировыми державами на «симметричной» основе. Особенно это касается области неядерных и высокоточных вооружений. Поэтому на повестку дня выходит принятие «асимметричных», нестандартных решений при минимизации экономических и финансовых затрат для нейтрализации угроз нашей национальной безопасности.
Решительно против возобновления производства МиГ-31 высказался Главнокомандующий Военно-воздушными силами России Виктор Бондарев. По его мнению, модернизация самолета четвертого поколения, разрабатывавшегося в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века, потребует неоправданно больших затрат — до 50 миллиардов рублей — и не принесет ожидаемых результатов. Более перспективно, по убеждению главкома, было бы направить эти средства на разработку машин пятого поколения, способных решать летно-тактические задачи в два — три раза лучше, чем МиГ-31.
На технические трудности модернизации упомянутой машины обратил внимание участников дискуссии и генеральный директор Научно-исследовательского института приборостроения Юрий Белый. Он отметил, что радиолокационные системы, системы управления МиГ-31, их комплектующие технологически и морально устарели, а возобновление их производства не рационально. Вся элементная база МиГ-31 утеряна, и для ее восстановления потребуются новые опытноконструкторские работы со всеми вытекающими материальными и временными издержками.
Член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Михаил Каштан указал на обозначившуюся в последнее время тенденцию выделения воздушно-космического оружия в качестве приоритетного среди существующих и перспективных форм ведения боевых действий. Оценивая перспективы развития истребительной авиации, он отметил уникальность самолета МиГ-31БМ, который до сих пор находится в составе Военно-воздушных сил и включен в Государственную программу вооружений с целью глубокой модернизации этой машины. Цель ее — получить совершенно новое воздушное судно с повышенными летно-тактическими характеристиками.
По его мнению, следует сохранить МиГ-31 в качестве сверхзвукового дальнего истребителя-перехватчика. Именно это направление должно стать приоритетным в использовании данного авиационного комплекса. Что касается возобновления производства прежнего МиГ-31, то такая задача не ставится ни в Государственной программе вооружений, ни в Федеральной целевой программе «Развитие ОПК Российской Федерации». Он считает, что целесообразно было бы восстановить летную годность имеющегося на вооружении парка МиГ-31. Их насчитывается сейчас около 300 машин, а с учетом возможных вызовов и угроз они, безусловно, будут востребованы.
Вопросы вооружения и перевооружения Вооруженных Сил России находятся в компетенции не законодательной, а исполнительной власти, прежде всего Правительства РФ и его военного ведомства, подчеркнул заместитель председателя Комитета ГД по обороне Франц Клинцевич. Парламент же в решении этих проблем играет вспомогательную роль, привлекая к ним внимание военных ученых, специалистов и общественности. Тем не менее, парламентские слушания, по его словам, были важными и полезными. Они помогли понять сложности и приоритеты развития нашей воздушно-космической обороны, в части его финансового и законодательного обеспечения.
В итоге участники дискуссии единодушно поддержали инициативу Комитета Государственной Думы по обороне о создании компетентной комиссии для проведения проверки технического состояния всех имеющихся в наличии МиГ-31. Правительству России рекомендовано включить в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года» раздел «Возобновление производства модернизированного истребителя-перехватчика МиГ-31 и модернизация существующего парка МиГ-31». Кроме того, предложено прекратить утилизацию действующих истребителей-перехватчиков. А Министерство обороны должно определить свои реальные потребности в пополнении летного парка дополнительным количеством самолетов данной модели.
Если победит точка зрения парламентариев и тех специалистов, которые их поддерживают, то можно надеяться, что модернизированный МиГ- 31 вновь обретет «второе дыхание» и внесет свою лепту в защиту российского неба от посягательств извне. Ведь еще с античных времен убедительно доказано: хочешь жить в мире, готовься к войне. К сожалению, этот постулат и сегодня актуален.