Есть предложение учредить звание «Народный артист Союзного государства»
Настоящему и будущему сценического искусства России и Беларуси был посвящен проходивший в Москве экспертно-медийный семинар «Театральная культура в Союзном государстве: взаимодействие и влияние»
КОМФОРТНАЯ СФЕРА ПРОЖИВАНИЯ
Тон обсуждению задал государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, открывавший встречу представителей основных сфер деятельности, связанных с современным театром наших двух стран. По мнению Григория Алексеевича, благодаря культуре создается комфортная сфера проживания. В этом смысле культура является не только духовной составляющей, она становится также политическим и экономическим фактором. Люди, чувствующие себя комфортно, не стремятся покидать свои обжитые места, старается остаться там и молодежь. Человек в этих условиях и работает с другим настроением.
Постоянный Комитет Союзного государства, организовавший экспертно-медийный семинар, постоянно уделяет внимание связям творческих коллективов, но возможностей для расширения и без того плодотворного сотрудничества еще много. Григорий Рапота считает, что вкладом Постоянного Комитета Союзного государства в этом направлении может стать создание площадки для диалога театральной общественности России и Беларуси. Государственный секретарь одобрил и предложение о создании летней школы для творческой молодежи, высказанное президентом Международной конфедерации театральных союзов Валерием Шадриным. Опыт подобной стимуляции талантов уже есть. Под Звенигородом уже десять раз проходили занятия международной театральной лаборатории, на которую после строжайшего конкурса приезжают начинающие артисты. В ней непременно участвуют представители театров России и Беларуси. Но число мест невелико, да и занимаются в ней пока в основном актеры. Теперь же речь идет об учебе делающих первые шаги в театре режиссеров и драматургов.
…Учеба сама по себе не самоцель, а метод, выводящий дорогу постижения мастерства. Вопрос опять же в том, чему учить, ибо небесспорных, мягко говоря, взглядов на будущее театра и трактовку драматургического наследия предостаточно. Примеров тому на семинаре приводилось немало. Это и скандальная московская постановка «Братьев Карамазовых», в которой роль Алеши эпатажно предоставлена даме, и героини чеховских «Трех сестер», которых автор буквально пронумеровал на манер футбольных игроков. Изыски подобного рода становится модно трактовать с помощью очередных измов. В добавление к набившему оскомину постмодернизму появился постдраматизм. Услышав все это, я поневоле вспомнил строки Ильи Ильфа, пометившего в записной книжке, что режиссеры говорят «назад к Шекспиру», а публика говорит «деньги обратно».
Говоря о театральной яви, трудно было бы избежать темы финансовой поддержки. Но в этой связи никуда не деться без противоречия между чаяниями творцов и потребностями государства, за счет которого в основном существует театральная сфера. Нельзя не согласиться с генеральным директором Международного информагентства «Россия сегодня» Дмитрием Киселевым, констатировавшим, что, наверное, нигде в мире нет такой мощной государственной поддержки театров, как в России и Беларуси. В одной только Москве благодаря бюджетной помощи существует около ста театров. Но это и «большой аванс от государства, оно вправе ждать и ждет осмысления новых явлений в обществе». «Театр не может быть «пыльным», — продолжил Киселев. — Однако хотим и сохранения классики в ее эталонном виде».
Классику, несомненно, можно понимать и трактовать по-разному, но при всех чаяниях творческой свободы не стоит забывать слова Гоголя, приведенные чрезвычайным и полномочным послом Беларуси в России Игорем Петришенко: «Театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Дипломат в этой связи говорил о важности культурных контактов: «Когда белорусские театры приезжают в российские города, их всегда очень тепло встречают, постановки пользуются популярностью. В век технического прогресса театр не должен отходить на второй план, нужно продвигать его в молодежной среде, чтобы она воспитывалась на чувствах добра и патриотизма. Дружба между народами цементируется на хороших духовных основах, и это важно для нашей интеграции».
ЛАСТОЧКИ ГАСТРОЛЬНОЙ ВЕСНЫ
Театральные связи наших народов издавна многогранны и удивительны. Чего стоит отдающее сказочностью, но реальное проишествие, когда юного Олега Янковского, нечаянно оказавшегося за кулисами театра в Минске, увидел драматург Салынский в тот самый момент, когда выяснилось, что нужна немедленная замена внезапно приболевшего исполнителя маленькой роли. А Янковский тогда о сцене и не помышлял, его куда больше привлекал футбол. Счастливые же для отечественного искусства последствия у всех театралов на слуху.
День сегодняшний тоже не разочаровывает. Заслуженный деятель искусств России Ким Брейтбург поведал в ходе своей семинарской секции о собственной постановке своего же мюзикла «Дубровский», либретто которого написано по сюжету пушкинской повести. Прижившийся в минской театральной афише спектакль дал полноценную путевку в жизнь выпускникам вуза, которые и после диплома продолжают в нем выступать.
Но взаимовыгодный обмен опытом и новациями немыслим без гастролей. Увы, в наше прагматичное время лишь единичные коллективы способны окупить многодневную творческую поездку с несколькими спектаклями. Зрители обеих стран еще не настолько состоятельны, чтобы покупать билеты по фактической их стоимости. Уделом внестоличной публики остаются антрепризные постановки, в которых, разумеется, ничего плохого нет. Прекрасно помню овацию, устроенную в Петропавловске-Камчатском минчанину Ростиславу Янковскому (в то время еще не удостоенному звания народного артиста СССР) и москвичке народной артистке РСФСР Татьяне Лавровой в пьесе «Двое на качелях» или вологодский драматический триумф Сергея Юрского и Натальи Теняковой в «Стульях» Эжена Ионеско…
Однако при несомненных организационных достоинствах антрепризные спектакли не всегда отличаются художественными достижениями, ведь собрать звездную команду на поездку еще полдела, а подготовить качественный спектакль за считаные дни не всегда удается. Так что уровень сыгранной труппы репертуарного театра подобному сиюминутному коллективу зачастую не под силу хотя бы из-за нехватки времени.
На семинаре не раз упоминалось аншлаговое турне известнейшего в Беларуси, но не столь, к сожалению, известного у нас Национального академического драматического театра имени Максима Горького в Челябинск и Магнитогорск. Белорусские гости Москвы, в свою очередь, не без ностальгии говорили о гастролях в Минске Малого театра. И та и другая поездка не смогли бы состояться без российского Минкультуры. Но сделают ли эти прекрасные ласточки будущую гастрольную весну?!
Нигде в мире нет такой мощной господдержки театров, как в России и Беларуси»
енеральный директор центра поддержки гастрольной деятельности при Министерстве культуры РФ Антон Прохоров в этой связи подчеркнул, что необходимы совместные действия, чтобы консолидировать организационные и финансовые возможности. Эту задачу требуется решать на государственном уровне. А не нуждающийся в представлениях народный артист СССР Армен Джигарханян по тому же поводу припомнил весьма популярные и нередкие в СССР декады искусств союзных республик. Не были они свободны от помпезности и показухи, так что известный современникам остроумием поэт Михаил Светлов справедливо язвил о «новом декадансе». Но принцип «других посмотреть и себя показать» при всем при этом вполне соблюдался.
В Беларуси эта декадная практика в известной степени возродилась и продолжается в рамках знаменитого Международного фестиваля «Славянский базар в Витебске». Его директор Александр Сидоренко в кратком семинарском выступлении в доказательство интереса к театру сослался на кассовые итоги: билеты практически на все постановки раскупаются задолго до начала спектакля. Но у фестивальных показов свои издержки. Художественный руководитель уже упоминавшегося Национального академического драматического театра имени Максима Горького Сергей Ковальчик не без профессионального юмора передал свой диалог с директором, которому важнее всего финансы: мол, что ты мне привез? Рецензию в газете?! Что верно то верно: отзывы в прессе проблемы с балансом не покроют. А дать на фестивале попутно один или несколько уже нацеленных на выручку представлений не получается по многим причинам: от нехватки площадок в эти дни до юридических заморочек!..
ЗРИТЕЛИ С ПОВЯЗКАМИ НА ГЛАЗАХ
Границы между семинарскими секциями нередко представлялись весьма условными. Директор Московского театра кукол Борис Киркин упомянул о трогательных опытах современных кукольников по созданию постановок для детей и взрослых, лишенных зрения. На них бывают и вполне зрячие люди, которые для полного эффекта завязывают себе на представлении глаза. Отсутствие видеоряда компенсируется звуками, речевыми пояснениями и даже возможностью подержать кукол в руках.
Этой трогательной попытке пойти наперекор недугу в сообщении Киркина уделено было лишь несколько секунд, поскольку прозвучало оно на секции, отведенной для «смотра творческих рядов», хотя эта тема заслуживала куда большего внимания и могла найти место в программе секции, где обсуждали соотношение традиций и экспериментов. На ней безусловным фаворитом оказалась главный режиссер Норильского заполярного театра драмы Анна Бабанова, поведавшая о спектакле «Жди меня… и я вернусь», буквально взбудоражившем город. В основу сюжета пьесы, написанной Владимиром Зуевым специально для норильчан, легли трагические страницы появления «на Севере дальнем» уникального промышленного центра, многие основатели и творцы которого трудились воистину за колючей проволокой. Среди прототипов героев спектакля знаменитый историк Лев Гумилев и астрофизик Николай Козырев, ставший позднее первооткрывателем вулканической или тектонической активности на Луне. Но громкая известность пришла к ним уже «на воле», а тогда они были безвестными и бесправными кандидатами на превращение в «лагерную пыль».
Нельзя не упомянуть неожиданное, но представляющееся вполне резонным предложение учредить звание «Народный артист Союзного государства», с которым выступила на семинаре председатель Белорусской гильдии актеров кино Светлана Суховей, играющая не только на съемочной площадке, но и в театре. В весомости ее проекта легко убедиться, вспомнив творческий путь всем известного ролями в «Урге» и «Дальнобойщиках» Владимира Гостюхина, кстати сказать, тоже приехавшего на московский семинар. Живущий и работающий в Белоруссии уже тридцать пять лет, актер экрана и сцены самые заметные кинотелеобразы воплотил в российских фильмах. Если подобное звание действительно будет учреждено, то исполнитель двух разных, но, безусловно, полюбившихся «шоферских ролей» стал бы наверняка одним из первых кандидатов на подобное поощрение заслуг перед зрителями, тем более что артист творчеством своим уже не раз прекрасно проиллюстрировал им же высказанный на семинаре тезис о необходимости обращаться к лучшим качествам человека и развивать в нем духовное начало. «Все жанры хороши, кроме разрушительного», — заявил актер. Как с ним не согласиться.
Фото РИА «НОВОСТИ»