Есть ли системный кризис в космической отрасли
Очередная ракета потерпела аварию во время запуска 11 октября
Во время запуска корабля «Союз МС-10» с новым экипажем МКС-57/58 произошла авария ракеты-носителя. Члены миссии — российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг — совершили аварийную посадку и не пострадали. Чего нельзя сказать о престиже нашей космонавтики, отметили эксперты и законодатели.
Теряем позиции
Участившиеся аварии российских космических ракет свидетельствуют о системном кризисе в отрасли, полагает научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев.
«В 2012-2013 годах, когда Дмитрий Рогозин стал курировать космос на посту вице-премьера, он сказал, что отрасль переживает системный кризис, — рассказал эксперт. — Но за это время так ничего и не было сделано».
Иван Моисеев подчеркнул, что точная причина аварии станет известна после тщательного расследования. При этом эксперт обратил внимание на высокую надёжность ракеты-носителя «Союз-ФГ».
«Теория гласит, что чем старее ракета, тем она должна быть надёжнее, — отметил специалист. — Но у нас получается наоборот. Ракета-то у нас нормальная, давно летает, но культура производства падает. Брак на разных этапах».
Моисеев уверен, что проблема кроется именно в самой отрасли, о чём говорит длинный список произошедших аварий.
«Отрасль нездорова, но мы не прошли ещё точку невозврата. В наших силах вернуть престиж отечественной космонавтике при правильной организации работы», — считает, в свою очередь, первый зампред думского Комитета по экономполитике и промышленности Владимир Гутенёв.
Депутат напомнил, что сегодня США и Китай оттеснили Россию на третье место на рынке коммерческих пусков. По мнению законодателя, причиной тому как объективные факторы, например, сложности с элементной компонентной базой, так и субъективные: просчёты в управлении, отсутствие трудовой дисциплины, коррупция.
«До недавних пор в пилотируемую космонавтику эти проблемы не доходили, потому что отрасль довольно-таки инерционная, и деградация в этом сегменте не присутствовала», — подчеркнул парламентарий.
При этом Гутенёв обратил внимание, что в пилотируемой космонавтике у нас не было никаких происшествий почти 40 лет. Поэтому с точки зрения статистики, нынешний случай с аварией при запуске корабля «Союз МС-10» пугать не должен, тем более что экипаж остался цел.
«Система аварийного спасения отработала на «отлично», — подчеркнула зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, лётчик-космонавт РФ, герой России Елена Серова. — Это говорит о надёжности нашей техники. А от аварий и несчастных случаев полностью никто не застрахован».
Поэтому депутат считает, что инцидент во время запуска пилотируемого корабля «Союз МС-10» не является результатом системного кризиса в госкорпорации «Роскосмос».
МКС получит смену в декабре
Глава Роскосмоса и одновременно госкомиссии по пилотируемым пускам Дмитрий Рогозин уже назначил аварийную комиссию, которая вскоре даст ответы на все вопросы. После этого будут приняты соответствующие кадровые решения, заявил вице-премьер Юрий Борисов.
А пока все пилотируемые полёты на МКС будут прекращены до выяснения причин аварии с кораблём «Союз МС-10», подчеркнул зампред Правительства.
В Роскосмосе уже заверили, что экипаж МКС, который не дождался своих сменщиков, располагает достаточным запасом продовольствия и воды. Таким образом, авария ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблём «Союз МС-10» не повлияет на работу станции.
В данный момент на орбите продолжают работу россиянин Сергей Прокопьев, американка Серина Ауньён-Чэнселлор и немец Александр Герст. Они пробудут там до декабря — во всяком случае, именно на это время запланирован очередной запуск корабля к МКС.
Ещё материалы: Владимир Гутенёв