Электросамокаты выпускают на дороги
Но в ПДД использование этого средства передвижения до сих пор не отрегулировано
В России рекордно вырос спрос на покупку и аренду электросамокатов. При этом Госавтоинспекция просит любителей прокатиться с ветерком не торопиться выезжать на дороги. Погода еще не устоялась, а навыки вождения за зиму могут быть подзабыты, объяснили там. Это тем более небезопасно, так как правила движения электросамокатов в России до сих пор не урегулированы.
И понеслось!
Спрос на электросамокаты в России за последний месяц вырос на 235 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Об этом 18 марта сообщает ТАСС со ссылкой на результаты аналитического отчета Wildberries.
Популярность двухколесников поддерживают и пункты проката. В этом году они открылись досрочно в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Так, только в столице в этом сезоне жителей и гостей города готовы прокатить с ветерком 40 тысяч самокатов, указано в публикации портала Москва.ру.
При этом Госавтоинспекция просит любителей такой езды не торопиться выезжать на улично-дорожные сети городов. Погода пока неустойчивая, отмечают инспекторы, а навыки — могут быть подзабыты.
«После длительного перерыва необходимо восполнить навыки передвижения на закрытых площадках — в парках и скверах», — говорится в сообщении ведомства, опубликованном 18 марта на официальном портале.
Это подтверждает и первая статистика столкновений сезона-2022. Так, 14 марта в Нижнем Новгороде прогулка на самокате закончилась для девушки падением и закрытой черепно-мозговой травмой. А в Светлогорске 13 марта мужчину на самокате сбила машина, в итоге он получил многочисленные травмы.
Уменьшить число аварий с участием новомодных средств передвижения могли бы поправки в ПДД, где собирались прописать правила для самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Но документ не могут принять уже три года.
Самокат — это пешеход
Поправки в ПДД, касающиеся средств индивидуальной мобильности, подготовили три года назад. Именно тогда по улицам и тротуарам городов массово понеслись электросамокаты, гироскутеры и сигвеи. Такие гаджеты могут развивать скорость до 80 километров в час. При этом по действующим нормам их водители приравнены к пешеходам.
«Сегодня тот же электросамокат, согласно ПДД, не является транспортным средством, — пояснил «Парламентской газете» защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. — По сути, он не является ничем, так как такого понятия в законе просто нет. И если на вас совершил наезд человек на электросамокате, это как будто вы шли по улице, а вам кто-то наступил на ногу».
Пока в России не определен статус электросамокатов, гироскутеров и сигвеев и правила для них, не понятен механизм контроля над водителями таких самоходных гаджетов, объяснил Шкуматов необходимость введения понятия «средства индивидуальной мобильности».
Между тем число аварий с участием водителей двухколесного электротранспорта растет год от года. Так, только за первые шесть месяцев 2021 года количество таких происшествий выросло более чем на 50 процентов, рассказали в МВД.
Правила из белого списка
На самом деле правила для средств индивидуальной мобильности разработаны. Так, ранее в Минтрансе предлагали разрешить детям младше семи лет использовать электросамокаты, гироскутеры и сигвеи только под присмотром взрослых и только на тротуарах и пешеходных дорожках.
По тем же правилам подросткам до 14 лет разрешалось кататься на тротуарах и дорожках без сопровождения. А тем, кто старше, при отсутствии специальных зон было позволено выезжать на обочину дороги при условии, что мобильное средство обладает тормозами, фонарем и светоотражателями. Кроме того, в пешеходных зонах предлагалось запретить разгоняться больше 20 километров.
Почему же в Правила дорожного движения не внесены эти нормы и не закреплены понятия новых транспортных средств? ПДД, как оказалось, относятся к нормативным актам, в которые нельзя вносить какие-либо отдельные поправки, в противном случае Правила придется полностью переиздать. Это требование закреплено постановлением кабмина от 31 декабря 2020 года. А сама процедура переиздания документа может занять несколько лет, рассказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб.
В итоге прокатный сезон-2022, как, видимо, и последующие, снова пройдут по старым правилам, а точнее — без правил, отметила депутат. «В этой ситуации, полагаю, должно быть принято решение обратиться к Правительству изменить ПДД в точечном порядке, чтобы наконец-то навести порядок в этом вопросе», — сказала депутат.
Региональные поправки
Пока поправки в Правила дорожного движения не приняты, регионы пытаются самостоятельно замедлить самокаты и скутеры на городских улицах и площадях. Так, департамент развития предпринимательства Нижнего Новгорода, как и в прошлом году, готовит к подписанию соглашение с несколькими сервисами аренды электросамокатов, но на новых условиях, написал в своем Telegram-канале мэр города Юрий Шалабаев.
«Один из ключевых пунктов — ограничение скорости движения, чтобы обеспечить безопасность тех, кто передвигается на самокатах, и пешеходов, — до 25 км/ч, а на отдельных территориях с интенсивным пешеходным движением и туристических маршрутах — до 15 км/ч», — уточнил нижегородский мэр.
Читайте также:
• Кто ж его посадит? Он же беспилотник!
Зоны, где скорость самокатов будет автоматически снижаться до 15 км/ч, уже определили и власти Санкт-Петербурга. Об этом сообщила пресс-служба местного комитета по транспорту.
Однако региональное регулирование не решит проблему, считает Светлана Бессараб. Контролировать соблюдение того же скоростного режима в «тихих зонах» могут, например, сотрудники частной охраны, но не полиция.
«В этом плане главенствующим документом являются Правила дорожного движения. Без внесения соответствующих поправок в ПДД все подобные нормы носят лишь рекомендательный характер», — уточнила она.
Как замедлить курьера
Есть и другие инициативы в сфере регулирования электросамокатов, особенно тех, которыми управляют курьеры. Так, ранее первый зампредседателя Комитета Госдумы по контролю Михаил Романов предложили запретить компаниям штрафовать доставщиков за опоздание.
«В стремлении избежать денежного наказания и добраться до нужного адреса в срок во что бы то ни стало курьеры часто нарушают правила дорожного движения, что приводит к ДТП», — сказал ранее Романов «Парламентской газете».
А председатель Союза потребителей России Петр Шелищ рекомендовал ввести отдельное ОСАГО для курьеров. «Это, с одной стороны, дисциплинирует курьеров и их нанимателей, а с другой — не оставит без возмещения вреда пострадавших», — сказал эксперт нашему изданию.
Также в феврале этого года депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев предложил запретить курьерам ездить по пешеходным зонам. По словам парламентария, это создает дискомфорт пешеходам, которые вынуждены проявлять повышенное внимание, чтобы избежать столкновения.
Ещё материалы: Светлана Бессараб , Михаил Романов , Бийсултан Хамзаев