Электронный учебник «История России» поступил в вузы

В издании даются описания Евромайдана на Украине, Русской весны в Донбассе и воссоединения Крыма с Россией

00:00  Автор: Юлия Сапрыгина

Электронный учебник «История России» поступил в вузы
  © пресс-служба Минобрнауки

С 1 сентября студенты неисторических специальностей будут изучать «Историю России» по новому учебнику. Он уже подготовлен и направлен в электронном виде в российские вузы для включения в библиотечные онлайн-системы. Издание охватывает весь период истории России — с древнейших времен до наших дней, в том числе события Русской весны и специальную военную операцию. «Парламентская газета» первой из СМИ изучила новое пособие.  

500 страниц + карты и коды

История России, которую с этого учебного года будут изучать студенты неисторических специальностей, занимает 500 страниц. Кроме вступительной части, где рассказывается об исторических источниках и истории как предмете, в учебник вошли 21 глава, начиная от «Территории России в древности. Руси во второй половине IX — первой трети XIII века» до «Современной России и современного мира». Заканчивается пособие параграфом «Внешнеполитические события 2014-2022 годов. СВО». Их описание занимает пять страниц.

© пресс-служба Минобрнауки

Учебник дополнен списком интернет-ресурсов, на которые можно перейти по QR-кодам, а также приложением с политическими картами. Базовый учебник дополняют шесть отраслевых модулей для студентов инженерных, медицинских, культурных, сельскохозяйственных и других направлений подготовки, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Минобрнауки.

Над текстом учебника и модулей трудился авторский коллектив из 30 ученых и преподавателей. Возглавил работу российский историк Юрий Петров. В ходе работы над учебником были проработаны почти три тысячи правок и замечаний, отметили в ведомстве. «Парламентская газета» первой из СМИ ознакомилась с итоговой версией учебника, по которой и будут учиться студенты.  

© пресс-служба Минобрнауки

Русская весна

Например, о событиях Русской весны в учебнике сообщается: «В начале 2014 года на Украине вновь произошел государственный переворот — так называемый Евромайдан. Власть захватили радикальные националисты. Русофобия и неонацистские настроения, активно насаждавшиеся в предыдущие годы, после 2014 года приняли крайние формы».

Авторы учебника отмечают, что одним из первых решений лидеров Евромайдана стала отмена закона «Об основах государственной языковой политики», который предоставлял русскому языку на Украине статус регионального там, где он являлся родным как минимум для 10 процентов населения, и давал ему равные права наравне с государственным украинским языком.

«Стало очевидно, что в Киеве взят курс на насильственную украинизацию. Это вызвало массовые протесты в Крыму, а также в Донецке, Луганске Одессе, Харькове и других городах Южной и Юго-Восточной Украины. В данных регионах началось формирование дружин самообороны, в некоторых городах были избраны «народные мэры». Впоследствии эти события стали называть Русской весной», — говорится в тексте.

Крым и Донбасс

Внешнеполитические события 2014-2022 годов также включают: воссоединение России и Крыма и борьбу за независимость Донбасса.

«Весной-летом 2014 года украинские власти пытались уничтожить ДНР и ЛНР вооруженным путем. Города и села Донбасса подвергались авиаударам и массированным обстрелам. Украинский официоз отказывался признавать эти факты, рассуждая про «самопроизвольные взрывы кондиционеров» и «самообстрелы жителей Донбасса», — сообщается в учебнике.

© пресс-служба Минобрнауки

Далее, по словам авторов, события развивались так: при поддержке прибывших из России добровольцев народные республики устояли и даже смогли отбить часть ранее захваченной украинскими войсками территории, на фоне поражений Украина согласилась на переговоры о статусе ДНР и ЛНР при посредничестве России, Германии, Франции и ОБСЕ.

«В феврале 2015 года в Минске были подписаны соглашения о прекращении огня и поэтапном урегулировании ситуации в Донбассе. Стороны договорились, что ДНР и ЛНР останутся в составе Украины, но им будет гарантирован особый статус самоуправляемых регионов. Фактически речь шла о превращении Украины в федерацию. Эти договоренности по вине украинской стороны и ее западных покровителей не были выполнены», — отмечается в тексте.

Специальная военная операция

Заканчивается новейшая история специальной военной операцией. Вот как описывается начало СВО в учебнике: «21 февраля 2022 года Российская Федерация признала независимость Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. 24 февраля 2022 года, исчерпав возможности политического урегулирования и убедившись в том, что ни киевский режим, ни его кураторы и покровители на Западе не намерены выполнять Минские соглашения, Россия начала специальную военную операцию (СВО) на Украине». Отмечается, что целью СВО являются: защита населения ДНР и ЛНР, денацификация и демилитаризация Украины.

В конце главы указывается, что специальная военная операция на Украине продолжается: «Возможно, и сейчас, когда вы читаете эти строки, какой-то пока неизвестный солдат или офицер совершает подвиг, который обессмертит его имя. Но одно мы знаем точно — шаг за шагом все мы, вся Россия, приближаем выполнение главной задачи СВО: неонацизм будет побежден».

В финале учебника приводится цитата из стихотворения Анны Ахматовой «Мужество», написанного ею в 1942 году: «Мы знаем, что ныне лежит на весах / И что совершается ныне. / Час мужества пробил на наших часах, / И мужество нас не покинет».

© пресс-служба Минобрнауки

По итогам изучения внешнеполитических событий 2014-2022 годов студентам предлагается ответить на несколько вопросов, например:

  • почему произошел рост напряженности в отношениях между Россией и Украиной?
  • когда и почему началась специальная военная операция?
  • каковы задачи СВО? и другие.

Читайте также:

• Восьмиклассникам расскажут, как выбрать спутника жизни и кто в доме хозяин • Убрали Оруэлла, добавили митрополита Тихона: что рекомендовали школьникам для сдачи ЕГЭ