Электрокары хотят продвинуть в массы льготами и скидками
Владельцам могут обеспечить бесплатную подзарядку, отменить для них транспортный налог и ввести льготы на проезд по платным трассам
Чтобы россияне обратили внимание на электромобили, такие авто должны стать доступными по цене, а ездить на них можно было бы, не задумываясь, хватит ли заряда до ближайшей заправки. Как этого добиться, обсуждали 9 июня на круглом столе в Совете Федерации.
Не по карману
Каждый десятый российский автомобиль к 2030 году должен стать электрическим, говорится в созданной Минэкономразвития в прошлом году Концепции развития электротранспорта. Число зарядных станций (ЭЗС) к этому времени должно вырасти до 72 тысяч. Пока же электромобили составляют менее одного процента автопарка страны, а ЭЗС — почти экзотика.
Ситуация может и должна начать меняться уже в ближайшее время, считает зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. Кабмин определил пилотные территории для создания зарядной инфраструктуры для электрокаров, в марте премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 1,37 миллиарда рублей на строительство ЭЗС. Они в первую очередь появятся в регионах, через которые проходит трасса М-4 «Дон», а также в Крыму, Севастополе и некоторых других субъектах.
Электромобили пока не по карману большинству россиян, констатировали в Совете Федерации. Львиную долю их стоимости составляет цена электродвигателя, причем полного цикла их производства в России нет. Создать его — важнейшая задача, сказал Долгов, решить которую по силам отечественным автопроизводителям. Только это должно быть по-настоящему независимое производство, а не перешедшее от использования недоступных теперь европейских компонентов к китайским.
Поддержат и стимулируют
В прошлом году в Минпромторге предложили давать скидку в 25 процентов на электрокары при кредите и лизинге. Теперь ее пересматривают, поскольку машины сильно подорожали. Скидка, по словам замдиректора департамента автомобильной промышленности Тиграна Парсаданяна, составит 35 процентов, но не более 925 тысяч рублей.
Поддержат и производителей электрокаров. Они, например, могут воспользоваться льготным займом под один процент годовых для налаживания собственного производства автокомпонентов.
Ранее кабмин разрешил производить автомобили без ряда узлов, в первую очередь электронных, с поставкой которых возникли серьезные проблемы, напомнил Тигран Парсаданян. Это решение распространяется и на производителей электрокаров. Необходимые элементы они в ближайшее время смогут получить через параллельный импорт, добавил представитель Минпромторга.
В Совете Федерации послабления для производителей считают чрезвычайными мерами.
«Они не должны никого расслаблять», — сказал Константин Долгов.
Инвесторы, вкладывающиеся в создание ЭЗС, тоже получат поддержку. Государство компенсирует 60 процентов их затрат на оборудование и треть стоимости технологического присоединения к электросетям, рассказал замдиректора департамента Минэнерго Сергей Романов. Задача государства, по его словам, создать минимально необходимую зарядную инфраструктуру, которая запустит бизнес-процесс, а не брать на себя работу предпринимателей.
На заседании сенаторы предложили подумать и о новых инструментах поддержки. Например, можно субсидировать покупки электроэнергии для ЭЗС у поставщиков, а также создать единую платформу для зарядных станций — для обобщения их работы, что позволит сделать выводы о необходимости дальнейшего строительства станций и местах их размещения.
Электрическое такси
Стимулировать людей покупать электромобили должны и региональные власти, подчеркнул Константин Долгов. Для этого Минтранс разработал методические рекомендации, которые опубликованы на сайте ведомства 5 июня. В них, в частности, говорится о льготной ставке транспортного налога или полной его отмене для владельцев электрокаров, скидках на проезд по платным дорогам, бесплатном предоставлении парковочных мест, оснащенных зарядными устройствами.
Также могут позволить бесплатно заряжать электромобили на общественных ЭЗС. В городах даже: возможно, появятся зоны «нулевых выбросов», куда ограничат въезд авто с двигателями внутреннего сгорания.
Такси и каршеринг тоже могут стать электрическими. Чтобы владельцы такого бизнеса вложились в новые авто, Минтранс предложил предусмотреть скидки на лизинг, а лизинговые организации в свою очередь субсидировать. Кроме того, если сервисы аренды авто или таксопарки будут использовать электрокары, им могут упростить выдачу разрешений.
Представитель Минпромторга сообщил, что сейчас прорабатывается идея бесплатного проезда электротранспорта по платным автодорогам. А рекомендации Минтранса посвящены организации парковок для подзарядки. Они, говорится в документе, должны планироваться с учетом мнения владельцев электротранспорта и электросетевых возможностей, а также с учетом климата региона. В «очень холодных» субъектах, вроде Якутии или Магаданской области, ЭЗС будет меньше, чем в «умеренно теплых», к которым отнесли большинство регионов Северного Кавказа.
Ещё материалы: Константин Долгов, Михаил Мишустин