Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Экстренным службам наладят контакт

Правительство и МЧС ускоряют внедрение системы-112 по стране

21.08.2020 00:00

Автор: Марина Третьякова

Экстренным службам наладят контакт
фото: АГН Москва

Россияне, попавшие в чрезвычайную ситуацию в любой точке страны, смогут вызвать все необходимые для помощи службы одним звонком на единый номер 112. При этом все данные, которые они сообщат оператору, будут надёжно защищены от неправомерного доступа и разглашения. Законопроект, который призван связать в единое целое региональные cистемы-112 и оптимизировать их работу, Правительство внесло в Госдуму. «Парламентская газета» разобралась, как будут работать службы спасения.

Шесть служб в одном окне

Единый номер 112 применяется в Европейском союзе с конца 90-х годов. Россия задумалась над созданием аналогичной системы экстренного реагирования в середине нулевых. В 2008 году была утверждена её Концепция, а в 2011 году Правительство утвердило положение о системе-112. В документе прописаны задачи и принципы её работы, на его основании регионы начали внедрять на своих территориях службы экстренного вызова. Ожидалось, что по всей стране номер 112 заработает к концу 2017 года, но этого не произошло. Сегодня система-112 работает в 56 из 85 регионов страны, это 65% субъектов Федерации.

Номер вызова экстренных служб 112 заработает по всей России с 2021 года

«Пока не все регионы подключили эту систему — не у всех есть финансовые и технические возможности, нужно также организовать обучение и подготовку специалистов», — пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.  

Главная проблема в том, чтобы обеспечить должный уровень координации и обмена информацией между службами и ведомствами. Всего система-112 объединяет шесть служб: пожарную охрану, службу реагирования в ЧС, полицию, скорую помощь, аварийную службу газовой сети и службу «Антитеррор». Механизм такой: человек звонит по номеру 112, оператор выясняет ситуацию и передаёт данные в диспетчерские тех служб, которые необходимы в данной ситуации. Например, в случае крупной автокатастрофы оператор сразу пришлёт на место происшествия спасателей и скорую помощь, а при угрозе взрыва — ещё и пожарных.

Важно отметить, что внедрение единого номера 112 не отменяет работы профильных номеров экстренных служб — 01, 02, 03 и 04 (с мобильного: 101, 102, 103 и 104). Преимущество номера 112 именно в том, что по одному звонку на помощь пришлют сразу все нужные службы, и человеку не нужно самому звонить отдельно в скорую, отдельно в полицию и так далее. Кроме того, система-112 позволяет оператору зафиксировать не только номер телефона, с которого совершается вызов, но и его местоположение.

Внедрить всё это довольно сложно прежде всего в техническом плане. Нужно создать систему, слаженно функционирующую сразу на нескольких уровнях — службы должны легко обмениваться информацией, быстро оповещать профильных дежурных, при этом также нужно организовать единую систему консультантов, способных быстро сориентироваться и, если нужно, самостоятельно помочь звонящему, к этому можно добавить систему отслеживания места звонка и обработки сигналов с датчиков вроде ГЛОНАСС.

Эксперт назвал две последние актуальные функции городского телефона

В целом работу по внедрению системы координирует МЧС. Минкомсвязи техническую составляющую. Минздрав, МВД, ФСБ и другие ведомства организовывают взаимодействие дежурно-диспетчерских служб.

Зачем нужен закон  

Поскольку пока не всем регионам удаётся наладить у себя создание системы, в Правительстве решили чётко определить единые для всех принципы, требования, временные параметры и регламенты, которые помогут унифицировать и ускорить процесс. Сейчас всё основано на отдельных документах — письмах, методических рекомендациях, постановлениях Правительства.

В действующем положении о системе-112 некоторые функции дублируются, из-за чего возникает недопонимание, кто же в итоге отвечает за ту или иную часть работы. Например, материально-техническое обеспечение дежурно-диспетчерских служб постановление возлагает как на федеральные министерства, так и на региональные власти и муниципалитеты. В проекте закона эта задача возложена только на местные власти. Также законопроект открывает возможность для заключения международных договоров с другими государствами для вызова их экстренных служб.

В торговых центрах могут появиться «умные» дефибрилляторы

Кроме того, система-112 должна работать гладко не только в рамках региона, но и по всей стране — в виде единого, слаженно работающего механизма. Для этого в законопроекте предусмотрена передача данных диспетчерским службам как в пределах одного региона, так и находящимся в других субъектах РФ.

Также в проекте закона закрепили положения по безопасности персональных данных звонящих — ранее эта норма фигурировала только в методических рекомендациях МЧС по внедрению системы. Все сведения, которые будут зафиксированы в 112, получат категорию «информация ограниченного доступа», которая подлежит защите в рамках законодательства о персональных данных, а также о государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне.  

Ключевая цель законопроекта — снижение ущерба и потерь от происшествий за счёт развития системы-112, следует из пояснительной записки. Положения документа позволят не только оптимизировать функционирование служб экстренного реагирования, но и распространить передовые практики на всей территории России, отмечают разработчики. 

Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2022 года, но сама система-112 будет работать по всей стране уже в следующем году, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5040

Ещё материалы: Анатолий Выборный