Экстренным службам наладят контакт
Правительство и МЧС ускоряют внедрение системы-112 по стране
Россияне, попавшие в чрезвычайную ситуацию в любой точке страны, смогут вызвать все необходимые для помощи службы одним звонком на единый номер 112. При этом все данные, которые они сообщат оператору, будут надёжно защищены от неправомерного доступа и разглашения. Законопроект, который призван связать в единое целое региональные cистемы-112 и оптимизировать их работу, Правительство внесло в Госдуму. «Парламентская газета» разобралась, как будут работать службы спасения.
Шесть служб в одном окне
Единый номер 112 применяется в Европейском союзе с конца 90-х годов. Россия задумалась над созданием аналогичной системы экстренного реагирования в середине нулевых. В 2008 году была утверждена её Концепция, а в 2011 году Правительство утвердило положение о системе-112. В документе прописаны задачи и принципы её работы, на его основании регионы начали внедрять на своих территориях службы экстренного вызова. Ожидалось, что по всей стране номер 112 заработает к концу 2017 года, но этого не произошло. Сегодня система-112 работает в 56 из 85 регионов страны, это 65% субъектов Федерации.
«Пока не все регионы подключили эту систему — не у всех есть финансовые и технические возможности, нужно также организовать обучение и подготовку специалистов», — пояснил «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
Главная проблема в том, чтобы обеспечить должный уровень координации и обмена информацией между службами и ведомствами. Всего система-112 объединяет шесть служб: пожарную охрану, службу реагирования в ЧС, полицию, скорую помощь, аварийную службу газовой сети и службу «Антитеррор». Механизм такой: человек звонит по номеру 112, оператор выясняет ситуацию и передаёт данные в диспетчерские тех служб, которые необходимы в данной ситуации. Например, в случае крупной автокатастрофы оператор сразу пришлёт на место происшествия спасателей и скорую помощь, а при угрозе взрыва — ещё и пожарных.
Важно отметить, что внедрение единого номера 112 не отменяет работы профильных номеров экстренных служб — 01, 02, 03 и 04 (с мобильного: 101, 102, 103 и 104). Преимущество номера 112 именно в том, что по одному звонку на помощь пришлют сразу все нужные службы, и человеку не нужно самому звонить отдельно в скорую, отдельно в полицию и так далее. Кроме того, система-112 позволяет оператору зафиксировать не только номер телефона, с которого совершается вызов, но и его местоположение.
Внедрить всё это довольно сложно прежде всего в техническом плане. Нужно создать систему, слаженно функционирующую сразу на нескольких уровнях — службы должны легко обмениваться информацией, быстро оповещать профильных дежурных, при этом также нужно организовать единую систему консультантов, способных быстро сориентироваться и, если нужно, самостоятельно помочь звонящему, к этому можно добавить систему отслеживания места звонка и обработки сигналов с датчиков вроде ГЛОНАСС.
В целом работу по внедрению системы координирует МЧС. Минкомсвязи техническую составляющую. Минздрав, МВД, ФСБ и другие ведомства организовывают взаимодействие дежурно-диспетчерских служб.
Зачем нужен закон
Поскольку пока не всем регионам удаётся наладить у себя создание системы, в Правительстве решили чётко определить единые для всех принципы, требования, временные параметры и регламенты, которые помогут унифицировать и ускорить процесс. Сейчас всё основано на отдельных документах — письмах, методических рекомендациях, постановлениях Правительства.
В действующем положении о системе-112 некоторые функции дублируются, из-за чего возникает недопонимание, кто же в итоге отвечает за ту или иную часть работы. Например, материально-техническое обеспечение дежурно-диспетчерских служб постановление возлагает как на федеральные министерства, так и на региональные власти и муниципалитеты. В проекте закона эта задача возложена только на местные власти. Также законопроект открывает возможность для заключения международных договоров с другими государствами для вызова их экстренных служб.
Кроме того, система-112 должна работать гладко не только в рамках региона, но и по всей стране — в виде единого, слаженно работающего механизма. Для этого в законопроекте предусмотрена передача данных диспетчерским службам как в пределах одного региона, так и находящимся в других субъектах РФ.
Также в проекте закона закрепили положения по безопасности персональных данных звонящих — ранее эта норма фигурировала только в методических рекомендациях МЧС по внедрению системы. Все сведения, которые будут зафиксированы в 112, получат категорию «информация ограниченного доступа», которая подлежит защите в рамках законодательства о персональных данных, а также о государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Ключевая цель законопроекта — снижение ущерба и потерь от происшествий за счёт развития системы-112, следует из пояснительной записки. Положения документа позволят не только оптимизировать функционирование служб экстренного реагирования, но и распространить передовые практики на всей территории России, отмечают разработчики.
Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2022 года, но сама система-112 будет работать по всей стране уже в следующем году, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании кабмина.
Ещё материалы: Анатолий Выборный