Эксперты рассказали, к чему приведет введение дистанционного обучения в автошколах
К чему приведет введение дистанционного обучения в автошколах
Перевод части занятий на удаленку позволит сократить расходы и снизить нагрузку на преподавателей
Водителям в России впервые официально разрешили учиться в автошколах теории дистанционно. Соответствующее решение содержится в проекте приказа Минпросвещения «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Но есть нюанс: школы будут сами определять, в каком объеме вводить удаленные занятия и вводить ли вообще. Как это скажется на качестве образования и стоимости услуг и могут ли автошколы в будущем перейти на дистанционное обучение полностью, разбиралась «Парламентская газета».
«Юридическое закрепление устоявшейся практики»
Одно из важнейших нововведений, указанных в проекте приказа, — возможность дистанционного обучения теоретической части.
«Допускается применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации части (частей) теоретических занятий образовательной программы», — отмечается в документе.
Чтобы иметь возможность проводить дистанционные уроки, школа должна соответствовать правилам, установленным постановлением Правительством России от 11 октября 2023 года, в частности иметь информационные системы, работающие через авторизацию на портале «Госуслуги».
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, ничего принципиально нового, в общем-то, не случилось.
«У нас уже есть огромное множество очень удобных обучающих программ, — отметил парламентарий. — И я даже сам ими когда-то пользовался. То есть сейчас на уровне нормативно-правового регулирования устоявшаяся практика просто получила юридическое закрепление».
Вместе с тем парламентарий уточнил, что такое закрепление никак не отменяет серьезного подхода к качеству теоретических знаний и практического материала.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр напомнил также, что автошколы начали массово уходить на дистант еще во времена пандемии Covid-19. И с тех пор эта практика стабильно показывает вполне неплохие результаты.
«У нас же люди в основном это и делают: учат ПДД дома, а в классе только закрепляют самостоятельно освоенный материал, — подчеркнул эксперт. — По сути, единственное, для чего сегодня нужно посещать занятия очно — чтобы разобрать с преподавателем какой-то вызвавший сомнения вопрос. Но, во-первых, технологии позволяют и это делать онлайн. А во-вторых, часть вопросов по ПДД, как правило, детально разбирается в ходе практических занятий».
Ян Хайцеэр не исключил также, что в будущем автошколы могут уйти на дистанционное образование полностью. По словам вице-президента НАС, это могло бы существенно сократить их расходы и снизить нагрузку на преподавателей, которым для того, чтобы провести урок, понадобится лишь любое устройство с выходом в интернет.
Не принудительно, а рекомендательно
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева, в свою очередь, обратила внимание на то, что проект приказа Минпросвещения закрепляет дистанционное обучение в автошколах как возможную и допустимую практику, но ни в коем случае не обязательную. То есть автошколы сами будут определять, какой объем занятий они готовы перевести в удаленный формат и готовы ли вообще. Прежде всего, по словам Татьяны Шутылевой, это будет актуальным для тех организаций, которые находятся где-то в труднодоступных районах, куда ученикам и преподавателям сложно добираться. Но вот ожидать, что удаленной станет вообще вся теория во всех автошколах, отметила собеседница издания, не стоит.
«Во-первых, у нас далеко не все занятия в классе относятся к теоретическим, — подчеркнула Татьяна Шутылева. — Так, например, есть теория оказания первой помощи пострадавшим при аварии, а есть отработка полученных навыков на манекене. Есть теория техосмотра автомобиля, а есть применение усвоенных знаний на реальной машине. Все эти вещи в дистанционный формат не уложатся».
Во-вторых, по словам президента МААШ, большинство автошкол, скорее всего, все же сохранит обучение в очном формате.
«Автошколы частично применяют эту возможность уже сейчас, но все-таки обучение по большей части остается традиционным — при личном участии преподавателя, в специально оборудованном классе, — констатировала Татьяна Шутылева. — А поскольку учебные программы сами по себе очень короткие (порядка трех месяцев), большинство автошкол все же предпочитают сохранять обучение в очном формате».
Еще один важный вопрос — стоимость обучения. Так, по мнению Яна Хайцеэра, с переводом хотя бы части образовательных программ на дистант собственные расходы автошкол должны снизиться, а значит, должна снизиться и цена на их услуги. Однако произойдет это вряд ли.
«Этот аспект все-таки относится к рыночным отношениям, — подчеркнул Ярослав Нилов. — На мой взгляд, нововведения позволят по крайней мере замедлить динамику цен, чтобы они не росли так же быстро, как сейчас».
Читайте также:
Ещё материалы: Ярослав Нилов