Все о пенсиях в России

вчераСтраховую часть пенсии с 1 апреля 2026 года проиндексируют по темпу роста зарплат

два дня назадМинтруд предложил учитывать стаж большего числа крымчан

два дня назадПри расчете пенсионного стажа многодетным предложили учитывать всех детей

Эксперты раскритиковали методики обучения водителей, разработанные Министерством просвещения

По словам представителей автосообщества, учить по ним сегодня невозможно

10.04.2025 00:00

Автор: Николай Козин

Эксперты раскритиковали методики обучения водителей, разработанные Министерством просвещения
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Примерные программы подготовки водителей в автошколах, которые в ноябре прошлого года разработало Минпросвещения, нуждаются в серьезных доработках. Они не учитывают реальных возможностей учебных организаций и не позволяют вести грамотное обучение будущих автомобилистов — к таким выводам пришли законодатели и эксперты автомобильного сообщества. В списке претензий — нереализуемые требования к автодромам, отсутствие конкретики в критериях, подлежащих обязательной проверке ГИБДД, и неясная терминология. Что не так с предложенными методиками и как их предлагают улучшить — разбиралась «Парламентская газета».

Критерии есть, конкретики нет

Напомним: примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств Минпросвещения отдельным приказом утвердило в ноябре прошлого года. Работа же над ними началась задолго до этого — и чуть ли не с первых дней программы становились объектом усиленной критики как со стороны автошкол, так и со стороны представителей профильных комитетов и ведомств. И, судя по всему, ситуация на сегодняшний день изменилась мало.

Так, например, по словам председателя правления Национального союза ассоциаций автошкол Елены Зайцевой, много вопросов накопилось к тому разделу программ, который устанавливает список требований к организациям для осуществления образовательной деятельности: организационно-педагогические условия, кадровые, материально-технические и так далее. Все это должно обследовать ГИБДД, чтобы выдать организации лицензию.  Такое мнение она высказала на круглом столе «Перспективы развития подготовки водителей транспортных средств в системе обеспечения безопасности дорожного движения», прошедшем в Общественной палате России в среду, 9 апреля.

«Возьмем для примера раздел про дистанционное обучение, — подчеркнула Зайцева. — Он тоже содержит ряд требований: информационные сервисы, цифровые ресурсы, портфолио, оборудование и так далее. У нас сразу возникает вопрос: каким образом ГИБДД будет все это проверять? Есть ли у сотрудников достаточные компетенции? Ну и к тому же не всегда понятно, что именно проверять! Мы не раз спрашивали, например, что должно входить в цифровое портфолио, что оно должно содержать, как долго и где храниться и так далее. Ответа мы так и не получили, уточнения в самих программах не появилось. И то же самое относится и к другим не менее важным разделам. То есть общие требования есть, а конкретики нет».

© Тимур Ханов/ПГ

Эксперт департамента профессионального обучения ДОСААФ Андрей Степанов, в свою очередь, обратил внимание на то, что в программах хватает чисто технических ошибок, которые могут внести в образовательный процесс непонимание и сумятицу.

«Так, например, в пункте 5.4 указаны требования к закрытым площадкам для обучения первоначальным навыкам вождения, — отметил Степанов. — При этом даны ссылки на пункты требований к техническим средствам контроля, установленным постановлением Правительства. Однако это постановление регламентирует требования к экзаменационным площадкам! Между тем экзаменов на владение первоначальными навыками вождения в автошколах сегодня либо не проводится вообще, либо они являются необязательными. Как выполнять это требование — неизвестно».

«Таких понятий не существует ни в одной технической литературе»

Другой показательный пример, по словам Степанова, — требования к оснащению автодромов. Среди них, например, есть критерии качества дорожного покрытия, в список которых входит, к примеру, степень сцепления с ним колеса. Однако измерять его почему-то нужно по методике, которая предписана ГОСТами для определения износа и ремонтопригодности дорог, при помощи испытательной установки, движущейся со скоростью 60 плюс-минус два километра в час на протяжении участка измерения. Понятно, отметил эксперт, что на маленьких тренировочных площадках осуществить это не получится.

«Или возьмем такой термин, как «главный процессор», который указан в списке аспектов для теоретической подготовки, — заключил Степанов. — Если преподаватель захочет об этом самом процессоре ученикам рассказать, он просто не сможет этого сделать, потому что такого термина нет ни в одной технической литературе. Резюмируя: в таком виде, в котором они сегодня существуют, программы принимать нельзя. Нужно собирать рабочую группу с представителями научного и педагогического сообщества и основательно их пересматривать».

© Игорь Самохвалов/ПГ

Другие эксперты предложили пойти еще дальше. Так, по словам исполнительного директора Национального союза ассоциаций автошкол Светланы Даниловой, отправной точкой для создания новых программ подготовки должно стать введение в России профессионального стандарта водителя.

«Сегодня такого стандарта не существует, — подчеркнула эксперт. — Между тем это очень важный вопрос. Потому что нам нужно понимать, каких специалистов мы выпускаем, с какими компетенциями. Поэтому мы должны определить заказчика — может, это будет Минтранс, может, компании транспортной сферы — и возложить на него разработку единого стандарта, который учитывал бы все особенности и нюансы подготовки. Простой пример: категорию В у нас сегодня абсолютно все связывают только с легковыми автомобилями, забывая о том, что в нее вообще-то входят и грузовики с массой до 3,5 тонны. Об этом в существующих программах ничего не сказано, и неясно, надо ли вообще автошколам этому учить или нет».

«Выбирают по удобству расположения и стоимости»

Затронули участники круглого стола и тему дистанционного обучения водителей.

«Сегодня у претендентов на водительское удостоверение основными критериями, на наш взгляд, являются удобство и стоимость обучения, — отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен. — При этом вопросы качества подготовки отходят на второй план. И если у человека есть возможность не посещать занятия, а только смотреть уроки дома, он этой возможностью, скорее всего, воспользуется. Как контролировать освоение им учебной программы при этом, не вполне ясно».

Сергей Тен. © пресс-служба Госдумы

Второй момент, по словам Сергея Тена, — зачем предъявлять требования к оснащению автодромов, если существующие программы позволяют водителям после освоения теории сразу, без занятий на тренажерах, переходить к практическому вождению на дорогах общего пользования.

«На наш взгляд, к управлению автомобилем в городе можно переходить только после тренажерной подготовки, — подчеркнул Сергей Тен. — А вот в каком виде она должна преподаваться и в каком количестве — вопрос, требующий отдельного обсуждения».

По итогам круглого стола участники обсуждения договорились сформировать все поступившие предложения в единый документ, который будет представлен для рассмотрения профильным комитетам и ведомствам.

Читайте также:

• У некоторых водителей права перестанут действовать с 1 апреля