Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Эксперт по безопасности полетов назвал еще одну возможную причину инцидентов с Sukhoi Superjet 100

По словам Александра Романова, к ЧП могла привести неопытность экипажей

25.11.2024 13:03

Автор: Николай Козин

Эксперт по безопасности полетов назвал еще одну возможную причину инцидентов с Sukhoi Superjet 100
  © Максим Блинов / РИА Новости

К двум инцидентам с самолетами Sukhoi Superjet 100, которые произошли в Анталье и Красноярске 24 и 25 ноября, могла привести неопытность экипажа, не распознавшего вовремя опасную перемену ветра. Таким мнением с «Парламентской газетой» 25 ноября поделился бывший командир воздушного судна, эксперт по безопасности полетов Александр Романов. Что произошло с обоими бортами, как развивались события и могут ли два одновременных инцидента говорить о проблемах с Sukhoi Superjet 100 — разбираемся в нашем материале.

«У опытного пилота развивается чувство птицы»

Напомним: по сообщениям СМИ, в ночь с 24 на 25 ноября проблемы возникли у борта авиакомпании «Азимут», выполнявшего рейс из Сочи в Анталью. Борт совершил жесткую посадку из-за «сдвига ветра», после чего загорелся. Экипажу удалось оперативно организовать эвакуацию пассажиров, благодаря чему в ходе инцидента никто не пострадал. На место происшествия выехали российские дипломаты, а работу аэропорта пришлось приостановить на несколько часов до устранения всех последствий.

Немногим позже стало известно об еще одном инциденте. На этот раз проблемы возникли у борта, выполнявшего рейс из Минеральных Вод в Красноярск. Пилоты подали сигнал об аварийной посадке из-за неисправности гидравлики передней стойки шасси. Результатом стала еще одна жесткая посадка — к счастью, тоже без пострадавших.

В настоящий момент по обоим инцидентам ведется проверка.

«Пока что выдвигать какие-то версии рано, — отметил бывший командир воздушного судна, эксперт по безопасности полетов Александр Романов. — Однако что касается «сдвига ветра», то опытные пилоты в какой-то момент учатся направление и силу ветра чувствовать. Были даже эксперименты, по итогам которых выяснилось, что у пилота, который налетал более десяти тысяч часов, появляется так называемый эффект птицы — он чувствует сам самолет, чувствует обстановку в воздухе вокруг него и умеет все непредвиденные ситуации гасить. Поэтому, на мой взгляд, тут могла иметь место недоученность летного состава, который и пропустил опасный сдвиг ветра».

Случайность или закономерность?

По словам генерального директора Союза авиапроизводителей России Евгения Горбунова, искать корни проблем в самом Superjet не стоит, опять же по крайней мере пока.

«Существует так называемый закон парных случаев, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» Евгений Горбунов. — Я сам сталкивался с ним на практике, когда работал инженером технического контроля на самолетах АН-30. И выполняя техническое обслуживание одного из бортов, обнаружил в нем дефект — потертость жгута. А потом точно такой же нашел на соседнем. После этого мы организовали проверку всего авиапарка, куда входили 28 самолетов АН-30. И оказалось, что потертости есть только на двух проверенных мной бортах, а на остальных все нормально. Так что и простое совпадение исключать нельзя, по крайней мере до тех пор, пока не появятся выводы экспертной группы».

Отметим, впрочем, что Sukhoi Superjet 100 с момента своего появления не раз становился объектом критики. Так, например, в 2016 году эксплуатацию этих самолетов приостановила компания Red Wings — как сообщил журналистам ее генеральный директор Евгений Ключарев, из-за высокой себестоимости перевозок. В 2018 году авиакомпания «Якутия» заявляла о перебоях в графике полетов Superjet из-за высокой стоимости и продолжительности ремонта двигателей. В том же году авиакомпания «Ямал» в своем итоговом отчете заявляла о «низкой эксплуатационной надежности двигателей».

Однако, по словам Евгения Горбунова, нельзя однозначно сказать, что Sukhoi Superjet 100 заведомо хуже прочих моделей.

«Я лично проводил методический совет в ЛИ «Громова», где давалось разрешение на первый вылет этого самолета, — подчеркнул собеседник издания. — И я могу вам ответственно заявить, что это решение было абсолютно неангажированным и принималось специалистами высочайшего профиля. Sukhoi Superjet 100 сертифицирован, он отвечает требованиям сертификационного базиса, производится и летает не первый год. Поэтому, повторюсь, следует дождаться заключения комиссии по расследованию случившихся инцидентов, на основании которого уже и можно будет делать какие-либо выводы». 

Читайте также:

• Депутат Госдумы Владимир Гутенев рассказал, когда россияне смогут купить билет на новый лайнер МС-21 • В Ростехе назвали сроки начала серийного производства МС-21 и Superjet New