Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Екатерина Алтабаева: В школьную программу нужно включить изучение истории своего региона

Соответствующее предложение сенаторы направят в Министерство просвещения

12.06.2022 00:00

Автор: Анна Шушкина

Екатерина Алтабаева: В школьную программу нужно включить изучение истории своего региона
Екатерина Алтабаева © Тимур Ханов/ПГ

В нынешних непростых условиях политического, экономического и информационного давления на нашу страну очень важно проверить школьные учебники истории на соответствие историко-культурному стандарту, считает зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева. О такой экспертизе комитет, по ее словам, попросит Российское историческое общество. Об этом сенатор рассказала в интервью «Парламентской газете».

- Екатерина Борисовна, как вы считаете, нужно ли сегодня совершенствовать учебную программу по истории? И есть ли у сенаторов конкретные предложения на этот счет?

- Мы сейчас работаем над инициативой — на наш взгляд, в школах обязательно должно быть преподавание региональной истории. Сейчас это в принципе возможно. Но в учебном плане ни начальной, ни основной, ни средней школы нет часов, чтобы это было общепринятой практикой. Наша инициатива заключается в изменении нормативно-правовых актов. Очень важно изучать историю регионов в школах. Если человек не знает историю места, где он живет, героев своего края и эмоционально к этому не относится, он никогда не станет настоящим гражданином. В истории каждого населенного пункта, края, региона есть яркие страницы, и они связаны, конечно же, с яркими личностями. Мы бы очень хотели, чтобы такой нормативно-правовой акт появился.

Комитет полагает необходимым рекомендовать Министерству просвещения разработать примерную и основную образовательные программы по изучению истории субъектов Федерации, предусмотрев для этого соответствующие учебные часы.

- Что вы ждете от экспертизы школьных учебников Российским историческим обществом на соответствие историко-культурному стандарту? Чем руководствовались сенаторы, когда готовили такое обращение в РИО?

- Когда мы обдумывали возможность такого письма, наше внимание привлекло изучение темы Великой Отечественной войны в школьных учебниках. Это очень яркий фрагмент всей нашей истории. И именно такие темы можно и нужно насытить яркими эмоциональными моментами, воспитывающими подрастающее поколение. Российское историческое общество было одной из площадок, где собственно и создавался культурно-исторический стандарт, на соответствие которому мы предлагаем проверить учебники. Нам кажется, что особенно в нынешнее непростое время учебники истории — это тот важнейший инструмент, который позволяет формировать здоровое мировоззрение школьников. И сегодня очень важно, чтобы учебники не только соответствовали фактам, но и включали в себя эмоциональную составляющую, рассказывали о людях, их чувствах, переживаниях. История интересна тогда, когда в центре есть человек, и мы примеряем его судьбу на себя, выстраиваем свою собственную линию поведения. Особенно это важно для детей, подростков.

Читайте также:

• Для школ выбрали две тысячи учебников • Константин Могилевский: Пора покончить с профанацией преподавания истории

- Нужно ли привести учебники истории к единому стандарту, чтобы между ними не было сильных различий и преподавание велось в одном ключе?

- Учебники и не могут кардинально различаться — естественно, они должны соответствовать общей программе. Во-вторых, в историко-культурном стандарте, утвержденном в 2013 году, определены основные методологические подходы, перечень фактов, исторических имен, понятийный аппарат.

Поэтому, когда разные авторы берутся писать учебники по истории Отечества или всемирной истории, они, безусловно, на эти положения и должны прежде всего обращать внимание. При этом учебник истории не может быть один для всех. Потому что в старших классах, например,  есть элективные курсы, есть классы с углубленным изучением определенных предметов, математические, гуманитарные и так далее. Кроме того, ребята учатся в разных условиях. Поэтому должно быть несколько линеек учебников. Историко-культурный стандарт предполагал, что их будет 3-4, максимум — 5. Другое дело, как будут написаны эти учебники — этот вопрос нас волнует прежде всего.

Кроме того, должна быть создана примерная рабочая программа для учителя по изучению истории — Минпросвещения сейчас над этим работает. И еще, на наш взгляд, важно отрегулировать проведение экспертизы школьных учебников прежде, чем они будут допущены к использованию учебном процессе, и поднять ее уровень. Сейчас это прерогатива Минпросвещения. Возможно, этим должно заниматься Правительство вместе с хорошо подготовленными сертифицированными экспертами. Пока этот вопрос находится на стадии обсуждения в комитете. Нужно хорошо обдумать подходы к этой проблеме — это слишком серьезный вопрос стратегического характера и значения.