Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Дубина народной войны

Выставка «Непокоренная Беларусь»

Памяти героев и жертв «Партизанской республики», как нередко называли и называют Белоруссию времен гитлеровской оккупации, была посвящена выставка «Непокоренная Беларусь», открытая в посольстве братской страны в Москве. Уникальные экспонаты для этой экспозиции предоставил Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны

05.07.2016 15:56

Автор: Олег Дзюба

Дубина народной войны
 

Открывая выставку, посол Ре­спублики Беларусь в России Игорь Петришенко говорил о том, что победа над фашизмом яв­ляется не просто одним из величай­ших событий прошлого. Это источ­ник гордости и силы духа. Именно она во многом сформировала облик современной белорусской нации. Го­ворил посол и о том, что именно Бе­ларусь понесла самый большой урон среди всех бывших советских ре­спублик. Но даже оккупированная и разрушенная, белорусская земля так и осталась непокоренной. Всенарод­ная борьба белорусов с захватчиками вошла в мировую историю как уни­кальное и беспрецедентное явление. Именно это подтверждают экспонаты выставки «Непокоренная Беларусь».

Директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Скобелев Николай Витальевич

ПУЛЯ ЗА ЧАСТУШКУ

Реликвии в витринах и на стендах собраны разные: страшные, трога­тельные, незабываемые. Даже бе­глого взгляда на них хватило, чтобы осознать правильность инициативы Брянской областной думы, добив­шейся шесть лет назад учреждения Дня партизан и подпольщиков, еже­годно отмечаемого 29 июня. Можно еще вспомнить и В.И. Ленина, писав­шего, что партизанские действия — не месть, а военные действия, и Льва Толстого — про «дубину народной войны»…

Лично я долго не мог расстать­ся с копиями партизанских знамен. Подлинники остались в Минске -очень уж опасна для ветхих алых стягов смена обстановки, температуры и влажности. Но и дубликаты дышат историей времени, когда в тылу врага разбрасывали листовки с частушками, одна из которых по­казана на выставке:

«В поле цветик-василечик

Я сорвала спозаранку.

Мой миленок, сокол-летчик,

А я партизанка!»

Этот чудом уцелевший листок серой бумаги с немудрены­ми, зато доходчивыми строчками мог стоить жизни тем, у кого был найден захватчиками.

Выставлен здесь и флаг отряда имени Фрунзе — единственной, по­жалуй, боевой партизанской единицы Белоруссии, удостоенной в наши дни настоящего музея под открытым не­бом неподалеку от Минска. Музей этот негосударственный, созданный агрокомплексом имени Дзержинского, в котором заботятся не только о прибыли от поставок продовольствия на белорус­ский и российский столы, но и о сохранении исторической памяти.

Однажды мне удалось побывать в этом угол­ке «Партизанской рес­публики». Тщательность воспроизведения прошло­го поражает. В лесу близ станции Негорелое воссоз­даны землянки, оружейная мастерская, типография. На поляне установлена зе­нитная партизанская точ­ка — пулемет на обыкно­венном тележном колесе. Неприхотливость замысла не мешала эффективности стрельбы: колесный прин­цип позволял незамедли­тельно поворачивать ствол в нужном направлении. А о том, что авторы рекон­струкции ничуть не погре­шили против реальности, мне подсказала представ­ленная на выставке в бе­лорусском посольстве фо­тография военных лет. На ней запечатлено устрой­ство, точь-в-точь схожее с увиденным мной в бело­русском лесу…

Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Государственный ансамбль танца Беларуси»

Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Государственный ансамбль танца Беларуси»

«ЧЕСНОК»» ПРОТИВ БАТЫЕВЦЕВ И ГИТЛЕРОВЦЕВ

Были в витринах экспозиции и ра­ритеты, доказывающие истинность давнего афоризма о том, что любой солдат носит в ранце маршальский жезл. Фуражка и гимнастерка пол­ковника Ивана Якубовского времен Великой Отечественной наглядно показывают, какой путь пришлось пройти будущему Маршалу Совет­ского Союза от трех звездочек на скромных полевых погонах до одной большой, золотом шитой маршаль­ской звезды.

Не знаю, удастся ли кому-нибудь позабыть кусок колючей проволоки, найденный при раскопках на месте лагеря смерти «Тростенец». Нашлась в экспозиции и другая «колючка», выкованная безвестным кузнецом и предназначенная на погибель не уз­ников, а оккупантов. Хитрость в том, что как ее ни поворачивай, один из шипов всегда обращен вверх. На Русском Севере такие гибельные и для конного врага шипы именуют «чеснок», и были они в ходу со вре­мен нашествия Батыя. В допороховую эру они прекрасно заменяли ми­ны. Оказывается, срок «чесночной» службы не истек и в годы Великой Отечественной. Наверняка найдутся те, кто сочтет такой метод обороны негуманным. Что ж… Уничтожение деревень вместе со всем населением, чем запомнились оккупанты и их по­собники в Белоруссии, не щадившие ни старого, ни младого, для кое-кого из сторонников коррекции истории, очевидно, пример «гуманизма». Все слышали про «огненную деревню» Хатынь, но таких «Хатыней» было сотни. Статистика ужасов гласит: за годы войны разрушено 209 городов БССР и 9200 деревень, причем 628 деревень сожжены вместе с жите­лями…

Непокоренная Беларусь

А вот вам пример настоящего гу­манизма. Есть на стендах архивное фото, на котором летчик А. Мамкин готовится к взлету с оккупирован­ной территории с юными детдомов­цами. К партизанам он доставлял оружие и снаряжение, а на Большую землю обратным рейсом вез оставшихся без родителей белорусских малышей. Вообще миссия авиаторов, летавших за линию фронта, была во­истину уникальной. Кого и что толь­ко им не приходилось переправлять в ту и другую сторону. Увидев на выставке флаг отряда «За Родину», я не мог не припомнить необычный эпизод тех лет, когда его командир с изумлением увидел в приземлив­шемся ночью самолете улыбчивого, грузного человека, заявившего, что прибыл дать партизанам концерт. Знаменитый советский конферансье Михаил Гаркави, несмотря на удив­ление и недоверие партизан, дей­ствительно выступил перед ними при свете костров!..

Непокоренная БеларусьСреди приглашенных в посоль­ство на открытие выставки была Марианна Федоровна Модорова, для которой представленные экспо­наты — не просто история, а самая настоящая реальность. Всю войну она служила в Центральном штабе партизанского движения, созданном после утверждения Сталиным и Мо­лотовым директивы для советских и партийных органов прифронто­вых областей. Один из пунктов до­кумента гласил: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской ар­мии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога скла­дов и так далее. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособ­ников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

Сам штаб находился в Москве, но за линией фронта Марианна Фе­доровна побывала. На мой вопрос, как удалось пробраться в тыл врага, ответила лаконично — лесными тро­пами. У нее как бы дважды парти­занская семья: отец Модоровой был известным художником (картины которого хранятся во многих музеях и в том числе в Третьяковской га­лерее). Служба дочери, ее рассказы о тех, с кем она встречалась, под­сказали живописцу взяться за пор­треты партизан. Если бы не он, то о внешности многих героев мы мог­ли теперь судить только по немно­гим потускневшим и пожелтевшим фотокарточкам. На таких снимках зачастую переданы только внешние черты, в душу героя на них не за­глянуть. А Федор Модоров создал почти шестьдесят таких прижизнен­ных портретов, целую галерею! По словам Марианны Федоровны, все эти работы отца никогда не выстав­лялись. Как ни задуматься в этой связи об организации выставки по­добного рода полотен и создании на ее основе виртуальной экспозиции художников России и Бе­ларуси, десятилетиями запечатлевавших герои­ческих современников…

После войны легендарный ру­ководитель партизан Пантелеймон Пономаренко отправил Марианну учиться, благо что она с детства мечтала о сцене. Окончить студию Малого театра ей удалось, но ар­тистическая карьера не сложилась из-за… счастливого замужества. Из­бранником юной актрисы стал ге­нерал Михаил Потапов, доблестно воевавший в тяжелейших условиях 1941 года, но угодивший после тя­желого ранения в плен. Отвергнув все посулы немцев и власовцев, ге­нерал остался воистину непокорен­ным и — редчайший случай — вер­нулся в родную армию после Побе­ды с сохранением звания и наград. Но воинская служба мужа — это бесконечные переезды, с выступле­ниями на сцене жены, увы, не всег­да совместимые…

Непокоренная Беларусь

ЗАРЕВО ХАТЫНИ

Военных мемо­риалов в Бела­руси немало, но самый извест­ный — на месте «огненной де­ревни» Хатынь. С одним из его авторов, лауре­атом Ленинской премии Вален­тином Павлови­чем Занковичем я встречался в Брестской крепости накануне 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны. На открытие выставки в посольстве он из Минска не приезжал, но творче­ство его тесно связано с этой те­мой…

Непокоренная БеларусьВ тот долгий, светлый пятилет­ней давности вечер у Тереспольских ворот легендарной тверды­ни торжественно открывали вы­полненный им памятник «Героям границы, женщинам и детям, му­жеством своим в бессмертие шаг­нувшим». Созданный Валентином Павловичем монумент увековечил подвиг пограничников, которые под командованием начальника за­ставы Андрея Кижеватова первыми в стране дали бой гитлеровцам и пали смертью храбрых, храбрее ко­торых не отыскать!

Автор композиции сказал мне тог­да, что долго не мог решить, вознести ли скульптурную группу над землей или, наоборот, приблизить ее к земле, которую защищали пограничники. Итоговый выбор был непрост, но то­чен. Герои не парят в небе, а бьются за то, на что посягнул враг.

Я спросил тогда Занковича, осталось ли у него в памяти само 22 июня самого страшного года, и услышал в ответ, что начало военных испытаний запомнилось в основном тревогой, суматохой и непонятными ребенку разговорами о сборах и отъездах. А когда в Белоруссию надолго пришли ужасы оккупации, кроме постоянного страха, в сознание врезались частые выстрелы и зарево ночных пожаров на горизонте. Несмотря на юные годы, мальчику ясно было без подсказок — опять захватчики сожгли деревню, опять кого-то из земляков убили… Он в ту пору даже смутно предположить не мог, что среди тех, о чьей гибели догадывался, были жена и сын Кижеватова, которых гитлеровцы отыскали и казнили в отместку за отвагу мужа и отца. Не знал и того, что среди испепеленных вместе с жителями деревень была и Хатынь, трагедию которой ему доведется когда-то отображать…

Фото Юрия Паршинцева

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5878