Дрейфующие во льдах полярники передали привет читателям «Парламентской газеты»
Теперь специалистам научной станции не страшны капризы природы
Уже девять месяцев в Северном Ледовитом океане продолжается дрейф судна нового типа — ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» — беспрецедентный по масштабам и значимости проект российских ученых и конструкторов. Несколько человек из команды в конце апреля вернулись домой, уступив место следующей группе специалистов. Как живется нынешним полярникам и как они будут продвигать российскую науку, выяснила «Парламентская газета».
От Папанина до наших дней
Программа дрейфующих полярных станций «Северный полюс» стартовала в 1937 году с известной всему миру экспедиции под руководством Ивана Папанина, которая отработала 274 дня и была эвакуирована. С тех пор каждой присваивали название «Северный полюс» и порядковый номер. Самой продолжительной по времени и пройденному расстоянию стала зимовка СП-22, длившаяся с сентября 1973-го по апрель 1982-го.
75 лет полярники проводили исследования в области океанологии, метеорологии, биологии моря, наблюдали за ионосферным и магнитным полями планеты, позволяющими делать выводы о распространении радиоволн, изучали динамику изменения площади льдов.
Последнюю экспедицию с дрейфующей станции СП-40 сняли в 2013 году. Из-за таяния льдов программу приостановили почти на 10 лет, но это не стало точкой в освоении северных широт.
Президент страны 5 марта 2020 года подписал Указ № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Затем распоряжением от 15 апреля 2021 года № 996-р Правительство утвердило единый план мероприятий по их реализации, а также Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности.
Ученые и специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) предложили оптимальный вариант для долговременного базирования в Центральной Арктике и по поручению Владимира Путина в Санкт-Петербурге построили уникальное научно-исследовательское судно — ледостойкую самодвижущуюся платформу (ЛСП) «Северный полюс». Благодаря совместному проекту Росгидромета, КБ «Вымпел», судостроительной корпорации «Адмиралтейские верфи» и ААНИИ спустя девять лет, осенью 2022 года, российские полярники возобновили эпоху дрейфующих станций.
Толщина имеет значение
Перед этим примерно полгода специалисты мониторили акваторию Северного Ледовитого океана в районах предполагаемого размещения станции. Используя информацию со спутников и систему буев, с учетом динамики льда подбирали льдины или их группы, рассказал «Парламентской газете» начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Владимир Соколов. Опытный полярник, посвятивший профессии 48 лет, в 2003-2013 годах он руководил подготовкой, созданием и сопровождением работ российских дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс», возглавлял СП-30.
«В конце сентября 2022 года на судне «Академик Трешников» мы искали подходящую льдину, к которой сможет пришвартоваться ЛСП. Главный критерий — ее максимальная мощность, желательно толщиной свыше двух метров, — уточнил Соколов. — Но осенью такие редкость. Кроме того, вдоль нашего побережья лед тоньше, чем в канадском секторе».
Значительная часть научной программы будет повторять традиционные исследования с помощью приборных комплексов на льду, но есть разделы, которые посвящены, например, геологии, глубоководной океанографии и требуют более тяжелой техники.
«Раньше эти наблюдения на дрейфующих станциях выполняли в более скромных масштабах, поскольку такое оборудование, в частности глубоководные лебедки с океанографическими зондирующими комплексами или тяжелое геологическое оборудование, было крайне сложно доставить, установить на льду и обеспечить его функционирование», — пояснил полярник.
Дело государственной важности
Российские специалисты вернулись в Арктику, получив возможность планировать долгосрочные исследования и эксперименты в высоких широтах и не зависеть от состояния льдов.
«Задача ученых — изучить основные закономерности и причины изменений, происходящих в климатической системе Арктического региона, описать тенденции будущих трансформаций на ближайшие десятилетия, — сказал на церемонии старта экспедиции в Мурманске 15 сентября 2022 года глава Росгидромета Игорь Шумаков. — Эта работа имеет принципиально важное научное и практическое значение и полностью отвечает национальным интересам Российской Федерации».
Судно специального назначения с функционалом научно-исследовательского центра вошло в состав научно-экспедиционного флота ААНИИ. Оно способно без привлечения ледокола прибывать к месту дислокации и обратно, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана до двух лет, а срок его службы — не менее 25 лет.
«Платформа станет ключевым звеном Арктической обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база «Мыс Баранова», Российский научный центр на архипелаге Шпицберген, гидрометеорологическую обсерваторию Тикси», — рассказал «Парламентской газете» директор ААНИИ Александр Макаров.
Из глубин в космос
На борту платформы 17 научных лабораторий для изучения природной среды с самого дна Северного Ледовитого океана через всю толщу воды, лед и атмосферу до ближнего космоса — стратосферы. Они сформированы по модульному принципу, чтобы легко менять оборудование под актуальные задачи. Часть исследований ученые выполняют в лагере на льду вокруг платформы. Здесь предусмотрены метеорологический и ледоисследовательский комплексы, магнитный павильон, океанографический терминал. Современное оснащение позволяет более полусотни видов наблюдений проводить на удалении до нескольких километров. Если лед треснет, аппаратуру можно оперативно переместить на платформу и продолжить работать с нее, пока ледовая ситуация не стабилизируется.
Пробы донного грунта позволяют геологам определять его минеральный и химический состав. Свойства и прочность льда, особенности внутренних волн — сфера интересов ледовых специалистов. Полученные данные в онлайн-режиме передаются на большую землю и используются для уточнения прогнозов ледовой обстановки, позволят усовершенствовать систему мониторинга, в том числе для безопасной навигации по одной из самых перспективных мировых транспортных артерий — Северному морскому пути. Так что, по мнению Александра Макарова, мощности ледостойкой платформы пока вполне достаточно.
«Наконец это случилось. Если бы не позиция Запада по поводу событий на Украине, я более чем уверен, что это была бы первая международная дрейфующая станция, — считает член думского Комитета по международным делам, президент Ассоциации полярников, первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров. — Построить такой плавучий научный центр, вморозить его в лед и проводить там совместные исследования Россия, которая председательствовала в Арктическом совете, предлагала зарубежным коллегам неоднократно».
По его словам, Россия как член Арктического совета всегда была открыта для сотрудничества. Были планы пригласить специалистов из государств, которые занимаются изучением Арктики, Антарктики, океанологии, поучаствовать в совместной экспедиции, на год-полтора уйти в лед и в комфортных условиях судна вести наблюдения. Наша страна даже организовала для представителей Арктического совета поездку на Северный полюс, где обсуждали перспективы дальнейшей работы на международном уровне, но по понятным причинам научная кооперация не состоялась. «Несмотря на блокаду наших предложений, Россия от своих планов не отказывается и способна обходиться собственными усилиями», — заключил Чилингаров.
Корпус судна способен выдерживать сжатие многолетних льдов, что подтверждено модельными экспериментами в бассейне ААНИИ. Для пополнения провизии и ротации персонала оборудована вертолетная площадка, которая может принимать тяжелые вертолеты типа Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171). Такие машины перевозят до 26 пассажиров и груз весом до двух тонн. На льдине предусмотрены и две вертолетные площадки, при возможности может быть создана и взлетно-посадочная полоса для самолетов типа АН-74.
Предполагаемое генеральное направление дрейфа станции «Северный полюс-41» — через приполюсный район, в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама платформа придет в Мурманск. Как только ей проведут техническое обслуживание и пополнят запасы, платформа сможет снова двинуться в путь.
Когда полюс становится домом
По сравнению с прежними дрейфующими станциями ЛСП — это огромный шаг вперед в обеспечении комфорта и, главное, безопасности полярников. Раньше они все время находились на поле боя — жили и работали непосредственно на льдине. И никаких излишеств в быту. Обитали в щитовых домиках ПДКО — полярных домах Канаки-Овчинникова, которые собирали, обустраивали и разбирали за несколько часов, обогревались печкой-капельницей.
Судно рассчитано на 34 ученых и 14 членов экипажа. В конце апреля в точке с координатами 89°24` северной широты и 110°32` восточной долготы состоялась первая ротация участников станции. Для этого было совершено десять авиаперелетов общей протяженностью свыше 16 тысяч километров. Сначала из Санкт-Петербурга в Красноярск, затем до аэропорта Хатанга. Маршрут Хатанга — ледовая база «Мыс Баранова» — база «Барнео» — ЛСП «Северный полюс», несмотря на нестабильную погоду,удалось реализовать за сутки. 20 апреля 2023 года самолет АН-72 благополучно приземлился на ледовую взлетно-посадочную полосу базы «Барнео». Финальный этап — двухсоткилометровую переброску команды — обеспечивали два вертолета Ми-8Т. В итоге семь специалистов приняли вахту, а девять из арктических широт прибыли в Санкт-Петербург.
Теперь Арктический и антарктический научно-исследовательский институт приступил к подготовке более масштабной замены зимовщиков и доставки большого количества грузов на станцию. В августе этого года в район дрейфа ледостойкой платформы отправится научно-экспедиционное судно «Академик Трешников».
«Смену состава экспедиции «Северный полюс-41» провели на льду более чем в двухстах километрах от дрейфующей станции и в шестидесяти километрах от географического Северного полюса. Сложнейшая по масштабам и условиям операция прошла успешно, — отметил Александр Макаров. — Мы отработали модель, которая в дальнейшем позволит четко и слаженно проводить подобные рокировки».
Особую роль в этом сыграл восстановленный аэродром на ледовой базе «Мыс Баранова», прекративший прием воздушных судов почти 30 лет назад и практически с нуля восстановленный специалистами института. В задачи взлетно-посадочной полосы входит обеспечение полярных экспедиций, а в случае необходимости — аварийно-спасательных работ на трассе Северного морского пути.
«Логистическая операция носила комплексный характер, объединив усилия высококвалифицированных полярников, ледовых специалистов и пилотов нескольких авиаподразделений. Дрейфующая станция находится фактически вне предела вертолетной досягаемости, а организация топливных подбаз на льду — процедура дорогостоящая и небезопасная. Поэтому решили использовать взлетно-посадочные полосы на ледовых базах «Мыс Баранова» и «Барнео», — объяснил «Парламентской газете» Владимир Соколов.
Подготовку и саму ротацию проводили в сложнейших погодных условиях, при весьма низких температурах.
«В противовес этому встреча прибывших и уезжающих членов экспедиции была наполнена теплом, радостью, улыбками и шутками, — поделился впечатлениями бывалый полярник. — Несмотря на сложности, нам удалось уложиться в график. На ледостойкую платформу благополучно доставили специалистов и более полутора тонн грузов, включая научное оборудование, запчасти и посылки из дома».
А еще экипаж передал привет и добрые пожелания читателям «Парламентской газеты». «От имени коллектива дрейфующей станции «Северный полюс-41» приветствую вас из высокоширотной Арктики, где наша команда уже более полугода проводит исследования этого сурового региона. Наша экспедиция открывает очередную страницу арктических исследований, поскольку впервые организована на базе уникального судна, которое позволяет возобновить программу дрейфующих станций на новом уровне в безопасных и комфортных условиях, — подчеркнул в видеообращении руководитель отдела океанологии ААНИИ, начальник экспедиции Кирилл Фильчук. — Наши исследования направлены в том числе на решение вопросов экологической безопасности и сохранения климатического равновесия».
Закон в помощь
Минприроды предложило подкорректировать статью 9 Закона «О Государственной границе Российской Федерации», чтобы обеспечить бесперебойное авиасообщение между «большой землей» и ледостойкой платформой. Соответствующий документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, которое завершилось 2 июня.
В зависимости от складывающейся ситуации и траектории дрейфа ЛСП «Северный полюс» воздушным судам, привлеченным к снабжению и выполнению ротаций, при полете к платформе для дозаправки придется использовать аэродромы на островах Котельный в архипелаге Новосибирских островов, Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа, Средний архипелага Северная Земля, говорится в пояснительной записке.
Перелеты за пределы России и обратно регламентирует Закон от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В соответствии с ним получить разрешение на посадку на «Северный полюс-41» воздушным судам можно после прохождения пограничного, таможенного и других видов контроля. Но такое условие невыполнимо, поскольку на перечисленных аэродромах нет пунктов пропуска через госграницу. А значит, считают авторы законопроекта, полеты оттуда невозможны.
Исправить ситуацию и должны поправки в статью 9 закона, чтобы российские летчики могли пересекать границу вне выделенных воздушных коридоров без контрольных мероприятий и доставлять на наши суда в Северном Ледовитом океане и входящих в него морях людей, грузы и товары.
Предлагается также разрешить использование отечественных аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, в том числе закрытых для международных полетов.
Читайте также:
Ещё материалы: Владимир Путин, Артур Чилингаров