Драпеко объяснила, почему худруки не должны распоряжаться деньгами театров
Художественные руководители театров не могут заниматься экономическими вопросами, так как они в них не разбираются, ведь они не получали соответствующего образования. Идея Минкультуры на законодательном уровне разделить сферы управления театром вполне разумна и заслуживает поддержки, сказала «Парламентской газете» первый зампредседателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.
В пятницу, 26 июня, глава министерства культуры Ольга Любимова сообщила, что ведомство подготовило законопроект, который закрепляет разделение сфер управления учреждений культуры между директором и художественным руководителем. «Это разделение не является императивом, но возможностью. До сих пор это не было прописано в законе», — сказала она.
По словам Елены Драпеко, конфликты между худруками и директорами театров — проблема давняя. И каждый раз всё очень индивидуально, подчеркнула она. «Бывает и так, что как только у директора оказываются в руках все деньги и все рычаги влияния, он начинает диктовать свои условия художественному руководителю», — отметила депутат.
Вместе с тем, вполне очевидно, что художественные руководители не должны быть распорядителями кредитов и подписывать финансовые документы, убеждена Драпеко. «Потому что они, как правило, мало что смыслят в экономике. У них образование специфическое», — пояснила она.
Все вопросы с разработкой бизнес-планов, ведением кассовых расчётов, заключением договоров подряда, закупками декораций, костюмов и реквизита, определением стоимости билетов — это специальная тема, которой должен заниматься директор, отметила Драпеко. «Поэтому в театральном институте есть экономический факультет, где готовят директоров театров», — напомнила она.
Вместе с тем, директор — это не первое лицо в театре, а второе, убеждена депутат. Директор должен заниматься хозяйственными вопросами, рекомендовать художественному руководителю наиболее выгодные варианты, так как должны быть кассовые спектакли. «Но он должен давать и возможность для экспериментов, иначе театральная жизнь остановится. Поэтому тут очень много зависит от личности, совпадают они или нет по характеристикам», — отметила она.
Проблему, о которой говорит Елена Драпеко, ярко иллюстрирует дело «Седьмой студии» и её художественного руководителя Кирилла Серебренникова. 26 июня Мещанский суд Москвы приговорил режиссёра к трём годам условного срока и штрафу в размере 800 тысяч рублей по обвинению в хищении почти 129 миллионов рублей, которые выделялись из федерального бюджета на реализацию театрального проекта «Платформа».
Для Елены Драпеко ситуация, когда художественный руководитель оказывается центральным звеном в финансовых делах театра, невообразима. «Я вообще не понимаю, как Серебренников оказался распорядителем кредитов. Он же не был художественным руководителем и директором в одном лице?», — недоумевает она.
Потому, резюмировала депутат, идея разделить сферы управления театром давно назрела и требует законодательного урегулирования. Что касается конкретных механизмов, которые намерено предложить министерство культуры, то парламентариям они пока неизвестны — законопроект ещё не был внесён в Госдуму.
«Как только он поступит в Госдуму, мы будем его рассматривать уже подробно, будет советоваться и с директорами театров, и с художественными руководителями о том, как минимизировать конфликтные ситуации», — заверила Елена Драпеко.