Дорожные камеры могут приравнять к светофорам
В Госдуме подготовили законопроект о порядке установки средств фотовидеофиксации на дорогах
Стационарные камеры фотовидеофиксации могут включить в перечень технических средств организации дорожного движения, к которым уже относятся, в частности, светофоры, знаки и разметка. Соответствующий проект закона (есть в распоряжении «Парламентской газеты») подготовили в Госдуме. Таким образом депутаты надеются регламентировать размещение камер на дороге, что не позволит превратить съёмку в инструмент поборов с водителей.
Средство профилактики ДТП или заработка?
Сейчас законом не предусмотрены требования к местам установки камер. В итоге собственники автодорог ставят их не на опасных участках с целью снижения числа аварий, а в бессистемном порядке, как правило, с целью получения прибыли.
«На практике камеры устанавливаются порой без учёта дорожной ситуации, — рассказал «Парламентской газете» Федеральный координатор партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. — Они есть в местах, где часто совершаются правонарушения, не приводящие к авариям, но отсутствуют в местах концентрации ДТП».
Это, кстати, подтвердил опрос среди водителей, который партпроект «Безопасные дороги» провёл в марте текущего года в 45 субъектах. В итоге автолюбители во всех регионах однозначно высказались за то, что за работой передвижных систем фото- и видеофиксации необходим усиленный государственный контроль.
В связи с этим депутаты Владимир Афонский и Сергей Тен подготовили законопроект о порядке определения мест для размещения камер фотовидеофиксации нарушений на дорогах. Документ внесён на рассмотрение Координационного совета по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» в Госдуме и разослан всем компетентным ведомствам. После завершения процедуры обсуждения он попадёт в Государственную Думу.
«Схемы расстановки видеокамер требуют пересмотра, — считает Владимир Афонский. — Безусловно, они необходимы как средство профилактики ДТП, наказания нарушителей скоростного режима, но любое наказание должно быть справедливым и объективным».
Согласно законопроекту, предлагается приравнять камеры к техническим средствам организации дорожного движения. То есть к знакам, разметке и отбойникам, размещение которых на дороге строго регламентировано.
Напомним, что в конце декабря должен вступить в силу закон об организации дорожного движения. Согласно документу, установить даже временный знак будет возможно только после подготовки проекта организации дорожного движения. Точно таким же образом должны будут устанавливаться и камеры, если поправки примут. В том числе и мобильные.
Куда уходят деньги от штрафов
По состоянию на апрель 2019 года в России насчитывалось более 12 тысяч стационарных и 3,8 тысячи передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Естественно, что автомобилистам при таком пристальном внимании камер хотелось бы знать, что с ними играют честно. В пресс-службе Минтранса подтвердили, что в ведомстве разработали методику перераспределения мест установки дорожных камер. В частности, в документе предлагается основным принципом размещения комплексов фотовидеофиксации сделать наличие мест концентрации ДТП.
Создание новых правил установки видеокамер происходит на фоне скандала с ними в регионах, законность их установки проверяла Генпрокуратура. Проверка проводилась по просьбе ГИБДД. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил Госавтоинспекции запросить у надзорного ведомства данные о действиях органов власти субъектов РФ, связанных с установкой и эксплуатацией систем фотовидеофиксации нарушений.
В результате в Новгородской и Вологодской областях прокуратура и ФАС обнаружили превышения полномочий со стороны чиновников и картельные сговоры между компаниями-участниками рынка. В ходе проверки также выяснилось, что в четырёх субъектах Федерации — Ингушетии и Дагестане, Костромской области и в Севастополе - частные компании в 2018 году получили более 60 процентов средств, поступивших от штрафов в бюджеты, а в Еврейской автономной области — 90 процентов.
Коммерциализация организации дорожного движения не может не вызывать беспокойства, считает первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Эту ситуацию надо переламывать за счёт поправок в законодательство, в том числе уменьшающих коммерческую составляющую.
«Надо, чтобы в законотворческой работе принимали участие и исполнительная власть в лице Минтранса и Минпромторга, и, конечно, мы, парламентарии, — убеждён депутат. — Такая комплексная работа уже ведётся двумя думскими комитетами: по транспорту и по госстроительству и законодательству. Пока идёт подготовка, анализ, сбор статистики, информации. После этого начнётся работа над конкретными поправками».
Предполагается, что одним из предложений станет ужесточение условий заключения концессионных соглашений на закупку и обслуживание дорожных комплексов видеофиксации нарушений ПДД.
Как рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв, правила установки камер могут закрепить и в федеральном законодательстве.
«Есть рабочая группа, которая работает над таким законопроектом. В этом документе будет расписано всё: когда камеры ставить, как их ставить, на каком расстоянии друг от друга», — пояснил депутат.
Ещё материалы: Владимир Афонский , Вячеслав Лысаков