«Дорога жизни» спасла 1,3 миллиона ленинградцев
78 лет назад, 22 ноября 1941 года, в блокадный Ленинград начали перевозить грузы и эвакуировать жителей города по автомобильной дороге, проложенной по льду Ладожского озера.
Если промышленные предприятия начали эвакуировать из Ленинграда в июле, то вывозить жителей стали только в августе.
30 августа гитлеровцы перерезали последнюю железнодорожную линию. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.
Восьмого сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург.
В кольце оказались около 2,5 миллиона ленинградцев и 340 тысяч жителей пригородов.
В первые блокадные дни были разбомблены продовольственные склады города.
За кратчайшее время была разработана система снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге. На побережье со стороны города построили причалы в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, к ним подвели узкоколейки.
Навигация закончилась раньше обычного — в начале ноября ударили сильные морозы, сковавшие Ладогу льдом.
22 ноября 1941 года удалось пустить первую автоколонну из 60 грузовиков по Военно-автомобильной дороге №101 (№102), 32-километровый участок которой проложили прямо по льду. Вдоль её трассы обустроили пункты обогрева.
Продовольствие в город возили в основном на автомобилях ГАЗ-АА, известных как «полуторки», а также на ЗиС-5.
«Дорога жизни» функционировала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года, когда с освобождением Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной.
Всего за время её работы было эвакуировано свыше 1,37 миллиона ленинградцев, перевезено более 1, 6 миллиона тонн грузов.