Домашнему обучению предложили новые правила
Минпросвещения намерено добиться, чтобы семейное образование по качеству не уступало школьному
Фото: АГН Москва
Это уже вторая попытка ведомства изменить законодательство о домашнем обучении. Предложенные год назад поправки родители подвергли жёсткой критике. Новые опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Общественное обсуждение документа продлится до 16 марта.
Кто может не ходить в школу
Семейное образование, то есть полноценное обучение дома вместо школы — начальное, основное и среднее общее — в России узаконили в 1992 году. А спустя 10 лет оно стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным.
В последнее время учить детей дома родители предпочитают всё чаще, рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина: «По данным Минпросвещения, на начало этого учебного года на семейную форму образования перешли более 16,5 тысячи детей. Это на четыре тысячи больше, чем в прошлом году, и на 9 тысяч больше, чем два года назад».
Популярности такого выбора во многом способствовала пандемия коронавируса, считает депутат. Однако есть и другие причины: недовольство качеством образования в обычной школе, плохие отношения ребёнка с другими учениками или педагогами, невозможность посещать ребёнком школу из-за занятий спортом, частые переезды родителей. Впрочем, родители имеют право и не объяснять, почему они решили перевести ребёнка на семейное образование.
«Поскольку это новая форма, необходимо разработать инструменты, которые сохраняют права ребёнка, сохраняют условия качественного образования и минимизируют риски неполноценного родительского контроля», — прокомментировала «Парламентской газете» профессор Московского педагогического государственного университета Елена Приступа. Так, например, предложенные изменения регламентируют учёт «семейных» учеников и прописывают новые правила их аттестации.
Передумать можно
Чтобы официально перевести ребёнка на семейное образование, нужно сначала проинформировать об этом орган местного самоуправления. Затем выбрать школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. И только после этого написать заявление об отчислении ученика из школы, где он учится. Новые правила обязывают родителей сделать это за 14 дней до начала учебного года.
«Это правильная мера, — считает Елена Приступа. — Потому что муниципалитет рассчитывает бюджет школы до начала учебного года, а он зависит от числа учеников. При этом дети на семейном обучении в это число не входят».
Однако родитель в любой момент может решить вернуть ребёнка в школу, уточнила Приступа — это право прописано в законе «Об образовании».
Доверяй, но проверяй
Отказавшись от права на получение ребёнком бесплатного образования, родители обязуются дать ему такой же набор знаний самостоятельно. А насколько успешно ученик справляется с программой, каждый год проверяет школа, к которой он прикреплён для аттестации.
Читайте также:
• Школа опять ушла в онлайн — что делать?
«По новым правилам школа имеет право засчитывать результаты экзаменов, которые ребёнок сдавал в другом месте, — рассказала Приступа. — Это может быть мини-школа или дистанционная платформа, потому что семейное образование может выстраиваться по-разному». Однако у такой организации должна быть лицензия на ведение образовательной деятельности.
Если ребёнок не справляется с программой, то его, как и в обычной школе, могут оставить на второй год или подобрать ему адаптированную программу, но уже в школе.
Спроса много, помощи мало
Предложенные поправки не решают многие вопросы, которые давно назрели, считает член Совета Общественного движения «Образование — для всех» Владимир Лазуткин. Например, у детей на семейном образовании нет преференций, которые имеют школьники — льготного проезда в общественном транспорте, скидок на авиа- и железнодорожные билеты.
«Пока такие льготы распространяются только на учеников 10-11 классов, которые получают самообразование и имеют статус экстернов, — рассказал Лазуткин. — Было бы правильно признать экстернами с сохранением всех прав и льгот и остальных обучающихся на семейном образовании».
Переводя ребёнка на семейное образование, родители отчасти берут на себя функцию государства, позволяя федеральному бюджету экономить немалые деньги, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Было бы логичным потратить эти средства на помощь таким семьям, — полагает депутат. — Но новые поправки не предусматривают поддержку родителей, которые занимаются семейным образованием. Такое образование возможно по федеральному закону, при этом федеральный закон не гарантирует родителям компенсаций за такую работу».
Сейчас вопрос о выплате компенсаций родителям решают регионы. В итоге в прошлом году только шесть субъектов Федерации финансово помогали таким семьям, уточнил Смолин.