Доездились! За многократную езду без прав предлагают забирать автомобиль
А отвечать нарушителю придется не по административной, а по уголовной статье
Задача государства — защитить добросовестных водителей от встречи на дороге с тем, кто рулит без прав и грубо нарушает ПДД. Сделать это можно, лишив нарушителя орудия преступления, то есть автомобиля, уверена вице-спикер Госдумы Ирина Яровая («Единая Россия»), которая 24 марта провела заседание рабочей группы по установлению ответственности за опасное вождение.
Бесправных все больше
Больше трети связанных с выездом на полосу встречного движения ДТП устраивают те, кто вообще не должен был участвовать в дорожном движении, то есть лишенные прав водители, рассказала Ирина Яровая. Количество выявляемых фактов управления авто без прав, по ее словам, ежегодно растет. Нетрудно предположить, что тех, кто не попадает в поле зрения правоохранителей, еще больше. А значит, созданная система предупреждения и профилактики правонарушений и ДТП не работает и ее нужно менять.
«Выезжая на дорогу, любой добросовестный водитель должен быть уверен, что государство предприняло все усилия, чтобы не допустить его встречи на дороге с тем, у кого нет прав, — сказала вице-спикер Госдумы. — Существующие сейчас весьма условные штрафы выглядят как полная дискредитация системы безопасности. Нарушители их платят — и продолжают ездить без прав, порой демонстративно насмехаясь над теми, кто должен обеспечивать безопасность на дороге».
В Госдуме создали межфракционную рабочую группу с целью пересмотра ответственности за опасное вождение, в том числе для лишенных права управления транспортным средством. Результатом ее работы стал подготовленный законопроект, ужесточающий наказание за такие правонарушения. В частности, как рассказала Ирина Яровая, для тех, кто попался без прав второй раз, штраф могут повысить с 30 до 100 тысяч рублей. Если такого водителя поймают снова, ему будет грозить уже уголовная статья.
Кого оставят без колес
Доверие государства к нарушителю и ожидание его исправления не может быть бесконечным, отметила Яровая, поэтому после третьего зафиксированного случая вождения без прав административная ответственность перейдет в уголовную. В этом случае у нарушителя могут изъять, как выразилась депутат, «орудие преступления», то есть автомобиль. Жесткую меру предложили применять к тем, кто сел за руль пьяным, выехал на встречку или превысил скорость более чем на 60 км/ч.
«Это не позволит им совершать новые преступления, управляя средством повышенной опасности», — заключила Ирина Яровая.
Председатель Комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) обратил внимание на норму законопроекта, предполагающую изъятие авто у обвиняемого, а не у осужденного человека. Яровая подтвердила, что это действительно так и машины следует отбирать уже у тех, кого подозревают в совершении преступления, чтобы они не смогли сесть за руль.
За более широкое внедрение технологий искусственного интеллекта на дорогах, которые позволят выявлять нарушения ПДД, выступил представитель Минцифры Павел Бурлаков. Правда, он не уточнил, как дорожные камеры смогут распознать отсутствие у водителя прав. Ирина Яровая прокомментировала, что доверять можно будет лишь таким данным с камер, которые не будут иметь двойного толкования и не вызовут сомнений в достоверности.
Каршеринг-то не трогайте!
Речь в проекте документа идет о возможности изъятия только личных авто, то есть находящихся в собственности у нарушителя, уточнили в пресс-службе Ирины Яровой. Если нарушитель управлял машиной каршеринга, служебным автомобилем или чужим по доверенности, такой автомобиль изъятию не подлежит.
Опыт по конфискации транспорта у злостных нарушителей ПДД есть в Беларуси, напомнил член Общественной палаты РФ Александр Холодов.
«Минусов пока больше, чем плюсов, — рассказал «Парламентской газете» эксперт. — Например, у пьяного тракториста могут отнять его технику, то есть средство производства. Кроме того, если человек привык садиться пьяным за руль, его мало что может остановить. А, зная, что ему грозит потеря машины, увидев инспектора, он может вдарить по газам и натворить еще больше бед».
Член ОП согласился с тем, что штрафы за езду без прав нужно повышать, но, какой бы ни была сумма, она должна мотивировать нарушителя не повторять ошибки.
Читайте также:
• Новый закон о такси может заработать уже в сентябре • Как будут ремонтировать машины по ОСАГО • Угон авто предложили считать тяжким преступлением
По мнению лидера движения «Синие ведерки», защитника прав автомобилистов Петра Шкуматова, возможности исправить ситуацию путем корректировки административного законодательства еще не исчерпаны. То есть нужно увеличивать штрафы, а вводить уголовную ответственность пока рано, тем более лишать авто в сложной экономической ситуации.
Кроме того, ситуацию помогут улучшить дополнительные патрули ГИБДД на улицах. «Наверное, штат дорожных полицейских сократили излишне», — предположил Петр Шкуматов.
Участвовавшие в обсуждении на Охотном Ряду представители органов власти — МВД, Минюста, Генпрокуратуры, Федеральной службы судебных приставов и других — поддержали проект нового закона. Яровая также сообщила о положительном отзыве на инициативу со стороны Верховного суда. О выводах рабочей группы она обещала доложить спикеру Госдумы Вячеславу Володину, по поручению которого разрабатывали поправки. После этого законопроект внесут на рассмотрение нижней палаты.
Ещё материалы: Ирина Яровая, Ярослав Нилов