Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Дмитрий Смит: Индустрия гейминга по финансовым оборотам обогнала кино и музыку

Киберспортивные кружки хотят открыть в каждой российской школе, чтобы готовить в них будущих звезд компьютерного спорта

15.10.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Дмитрий Смит: Индустрия гейминга по финансовым оборотам обогнала кино и музыку
Дмитрий Смит © пресс-служба Федерации компьютерного спорта России

Большинство российских киберспортсменов — самородки, прошедшие путь от обычных игр на домашнем компьютере или смартфоне к победам на международных соревнованиях и огромным гонорарам. При этом в стране только формируется система подготовки киберспортсменов и соответствующий спортивный резерв. Чем отличается гейминг от киберспорта, чем атлеты с мышкой могут помочь стране и каковы перспективы киберспорта стать олимпийским видом, в интервью журналу «Российская Федерация сегодня» рассказал президент Федерации компьютерного спорта России (ФКС России) Дмитрий Смит.

- Дмитрий Вячеславович, в сентябре на Восточном экономическом форуме Владимир Путин анонсировал проведение крупного киберспортивного турнира. Что это будут за соревнования?

- Соревнования международного уровня на Дальнем Востоке должны стать ежегодными. Рассчитываем провести первый турнир среди 11 субъектов Дальневосточного федерального округа в этом году, финал пройдет в декабре во Владивостоке. В следующем году планируем выйти на международный уровень. Киберспорт на Дальнем Востоке будет развиваться особенно активно, поскольку там, так получилось, нет своего любимого вида спорта, который бы все поддерживали. Как, например, хоккей в Челябинске. Есть мнение, что киберспорт в силу своей мобильности и возможности соревноваться дистанционно может занять вот эту нишу и стать там самым любимым видом спорта.

Что меняется в правилах въезда украинских граждан в Россию с 16 октября

- Насколько этот спорт зрелищный? Будут ли создаваться площадки для просмотра турниров?

- В интернете можно легко найти видеозаписи соревнований — это стадионы болельщиков. Стандартный формат для России — две — четыре тысячи человек в зале, на крупных соревнованиях — больше пяти тысяч. Крупнейшие турниры с большим призовым фондом проходили на стадионах с 12,5 тысячи посадочных мест. И это не просто люди, которые жуют поп-корн, они активно болеют, кричат кричалки, поднимают плакаты, вскакивают, аплодируют. В общем, активно поддерживают своих фаворитов. Отдельная трансляция с профессиональными комментаторами и аналитиками делается для онлайн-зрителей.

Но я всегда рекомендую приходить вживую, чтобы ощутить эту атмосферу, поскольку, помимо соревнований, у нас вокруг еще идет большое количество фестивальных активностей: на площадке можно попробовать свои силы и сдать нормы нормативы ГТО, поуправлять дроном, погонять на автосимуляторах, ощутить виртуальную реальность и так далее.

Современные звезды киберспорта когда-то начинали играть на домашних компьютерах и простейших смартфонах. © пресс-служба Федерации компьютерного спорта России

- Можно ли делать ставки на киберспорт?

- Спортивные прогнозы в нашем виде очень популярны. Количество ставок ежегодно растет, киберспорт у букмекеров входит в десятку популярных видов как в мире, так и в России. Еще раз повторюсь: мы принципиально ничем не отличаемся от других видов спорта.

-  Какие места российские киберспортсмены занимают в международных рейтингах?

- Рейтингов очень много: индивидуальные, командные, по странам. Но во всех Россия и наши спортсмены занимают лидирующие позиции. Я в свое время сам был спортсменом, выигрывал со своей командой множество международных соревнований, причем это было 20 лет назад, когда киберспорт только зарождался. А Россия уже гремела на весь мир! Сейчас тем более: вспомните победы наших коллективов на крупнейших международных соревнованиях. Недавно в Уфе на соревнованиях Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России наша сборная стала лучшей среди десяти стран в игре Tekken 7. Как ни крути, выкинуть Россию из международного киберспорта не получится.

- Каковы перспективы вхождения киберспорта в олимпийскую семью?

- Я бы сначала разобрался, что такое сейчас олимпийская семья. Олимпиада из года в год теряет популярность в силу ряда причин, в том числе, на мой взгляд, и политических. Но не будем о грустном. Это просто факт, подтвержденный статистикой. В то же время, если вы посмотрите на киберспортивные соревнования, их популярность постоянно растет. И коллегам из МОК, конечно же, очень хочется привлечь эту аудиторию к себе, чтобы иметь возможность ее монетизировать. С другой стороны, они постоянно говорят, что киберспорт — это насилие, а на Олимпиаде насилию не место. Вопрос дискуссионный: что за критерии у них такие интересные, что они воспринимают киберспорт как насилие? Так можно и про шахматы сказать, что в них процветает каннибализм. МОК пытается усидеть на двух стульях: с одной стороны, сказать, что киберспорт теперь стал частью Олимпиады, а с другой — проводить такие активности либо в рамках официальных соревнований под эгидой МОК, как это было в Японии, либо делать соревнования по спортивным симуляторам. Тема эта, конечно, интересная, но сравнивать ее по зрелищности с киберспортивными дисциплинами просто нельзя.

Скажу честно: я всегда стремился, чтобы наш спорт мог стать частью международного олимпийского движения, и у меня такое желание все еще сохраняется.

- Как становятся киберспортсменами?

- Исторически так сложилось, что киберспортсмены скорее ближе к самородкам, чем к результату какой-то системной работы. Нам сейчас приходится переламывать эту тенденцию. Чтобы начать заниматься киберспортом, толком-то ничего и не нужно, порог вхождения очень низкий. Если еще пять лет назад для этого требовался хороший компьютер, то теперь достаточно смартфона за 15 тысяч рублей, который себе может позволить абсолютное большинство молодых людей. То есть начать, пробовать свои силы в киберспорте ничто не мешает, поэтому очень многие идут в это направление. Но без должного подхода, к сожалению, некоторые увлекаются и ломают свое здоровье. Спорт — это система: тренировки, расписание, питание, сон и бодрствование и так далее. На сайте нашей федерации есть брошюра, которая коротко рассказывает, как сохранить здоровье.

Поэтому мы сейчас стараемся идти другим путем и создавать секции для школьников, куда можно прийти и правильно заниматься, причем бесплатно. Таких секций в России становится все больше, но мы все еще сталкиваемся с противодействием общества, которое до сих пор плохо разбирается и не разделяет гейминг и киберспорт. Когда ребенок сидит ночами за компьютером и во что-то стреляет, маме сложно поверить, что человек занимается чем-то спортивным и уж тем более полезным. И это действительно не спортивно и не полезно. Совершенно оправданный негатив к геймингу очень часто перекидывается и на наш спорт. Поэтому я рассчитываю, что прозвучавшие на Восточном экономическом форуме заявления президента о развитии киберспорта повлияют на ситуацию.

Кибертурниры собирают тысячи зрителей как на трибунах, так и онлайн. © пресс-служба Федерации компьютерного спорта России

Киберспортивные турниры проходят ежедневно, в них участвуют, как я уже сказал, самородки. Этих ребят тысячи, и когда у кого-то из них начинает что-то получаться, они стараются найти себе команду, желательно с хорошим тренером, а лучше — с постоянным финансированием. Так начинается путь в большой спорт. Сейчас мы перебарываем сложившиеся стереотипы, формируем систему подготовки спортсменов и спортивный резерв. Возлагаем большие надежды на школьные соревнования, очередной сезон которых должен вот-вот начаться. Несколько лет назад мы поставили себе задачу создавать киберспортивные команды на уровне спортклубов в университетах. Считаем, что она практически решена, студенческая лига запущена и работает. Следующий этап — сделать то же в школах, чтобы повсеместно появился факультатив по киберспорту. Заниматься там смогут ребята, которые не имеют задолженностей по обучению, и, конечно, с разрешения родителей. Важно: мы не противопоставляем киберспорт физкультуре. В нашем понимании одно дополняет другое.

Законы, вступающие в силу с 16 октября

- Как государство поддерживает киберспорт?

- Государство, безусловно, поддерживает наш вид спорта, мы участвуем в различных грантах, взаимодействуем с профильными ведомствами. По линии Минспорта мы являемся аккредитованной федерацией: каждые четыре года отчитываемся о проделанной работе, если ее признают удовлетворительной, аккредитацию продлевают.

- Сколько зарабатывают киберспортсмены?

- Здесь так же, как и в любом другом виде спорта. Смотря в каком клубе, в какой лиге или в каком дивизионе выступает спортсмен. Люди, которые наверху, зарабатывают огромные деньги: только зарплата исчисляется тысячами долларов в месяц, а есть еще партнерские, спонсорские и рекламные контракты. Даже на российских соревнованиях призовые фонды составляют миллионы рублей, на международных они могут быть кратно больше. Но таких очень богатых людей совсем немного, как, скажем, вряд ли мы насчитаем десяток тысяч футболистов-миллионеров в России. Есть десятки людей, которые входят в элиту, а есть сотни и тысячи тех, кто выступает в дивизионах пониже, но и у них есть возможность неплохо зарабатывать. Кроме того, современные технологии позволяют человеку зарабатывать, если у него есть собственные навыки, например, харизма. Такой человек может вести свой блог или канал, вести стримы, и таких ребят, которые становятся популярными, немало. Зачастую это даже не топовые спортсмены, но они нашли себя в другом и тоже стали успешными.

- Совсем недавно Международная федерация компьютерного спорта сняла с россиян нейтральный статус. Что это означает для развития вида спорта?

- Это произошло, естественно, не случайно. Отмена санкций — результат большой работы, которая велась в нескольких направлениях. Мы проводили в России большое количество международных соревнований, не делая ограничений для участников ни из каких стран. Турниры имели большой успех, руководители международных структур об этом, конечно, знали. Второе направление — мы постоянно вели переговоры с руководством федерации, объясняли, что спорт должен быть вне политики, а соревноваться надо в равных условиях. Постепенно стали возникать благоприятные условия для отмены ограничений. Санкции на нас накладывали в режиме истерии, западные СМИ гнали гигантскую волну. Сейчас пропаганда ослабла, международное сообщество перестало нас бояться.

Ближайшие международные соревнования — 30 сентября на Филиппинах, там уже наша команда будет выступать полноценно. Переоценить значение этого события сложно: мы — первая федерация, которая вышла из-под санкций. Украинские ребята по этому поводу призвали другие страны отказаться от участия в тех соревнованиях, на которых выступают российские спортсмены. Эту позицию поддержали всего 14 стран, хотя в международной федерации киберспорта их 140. Демарш захлебнулся.

- Влияют ли экономические санкции на киберспорт и как вы преодолеваете ограничения?

- Топовые команды оказались в жутком положении, и в конечном итоге, не выдержав давления, большинство релоцировалось из России. Им было запрещено не просто выступать под флагом нашей страны, но и под собственным брендом и с логотипами партнеров, то есть у них из рук выбили рабочий инструмент. Грустно, что часть команд уехала, но мы продолжаем работать с теми, кто остался. Нет худа без добра: появилась дополнительная возможность для роста молодых коллективов, возникли яркие региональные команды, новые соревнования.

- Есть ли потенциал у российских видеоигр, чтобы выйти на международную арену?

- Еще лет пять назад я ответил бы скорее отрицательно, но сейчас в России стали появляться продукты, которые хорошо себя проявили, по ним проводят соревнования. Одним из последних примеров является игра Standoff 2, написанная российскими разработчиками для смартфонов, что сейчас очень популярно. Есть и более маститые представители, тот же «Мир танков», который существует уже много лет. Эта игра всемирно популярна. Причем у нас появляются не только киберспортивные игры, но и отлично подходящие для приятного, качественного досуга, несущие свою эстетику и свой взгляд на мир, например, «Черная книга». Эта игра, наполненная уральским фольклором, разошлась по всему миру.

Мы не пытаемся капсулироваться и не говорим, что все западное — плохо, но у нас должен быть свой путь и возможности продвигать свои игры, свою историю и культуру. Мы не будем никого бойкотировать, но должны быть готовы к тому, что Запад не захочет с нами дружить и соревноваться. Но мы по-прежнему будем приглашать всех к себе.

- Должны ли видеоигры иметь воспитательную, пропагандистскую составляющую?

- Безусловно, это инструмент мягкой силы, и сегодня это понимают в большинстве стран, поскольку индустрия гейминга давно перекрыла по своим объемам и кино, и музыку. Игры — основной инструмент продвижения культуры и ценностей, сильный инструмент влияния на молодежь. Наша задача — направить молодежь дорогой наших ценностей, того, что испокон веков объединяло людей в России. Но работать нужно очень тонко, с креативом, чтобы не скатиться в клише. Мне кажется, у нас научились делать действительно интересные игры.

- В рабочей группе Госдумы по киберспорту обсуждалась идея создания в России киберспортивных рот. На какой стадии эта идея?

- Объясню идею. Современные боевые действия крайне зависимы от дистанционного управления и беспилотных решений. Чтобы технология становилась массовой, нужно готовить операторов беспилотных систем. Ими потенциально могут становиться киберспортсмены, потому что навыки, которые нужны оператору дронов, вырабатываются как раз в киберспорте: принятие решений в условиях нехватки времени и неполной информации, скорость реакции, мелкая моторика. Это люди, которых можно быстро подготовить, качественно усилив в них необходимые навыки. В киберспортивной роте ребята смогли бы пройти военную службу и реально помочь государству. Мы продолжим продвигать эту идею как через рабочую группу Госдумы, так и на других площадках.

Министр обороны Сергей Шойгу (слева) тестирует новые технологии, которые внедряют в армии, а вскоре там могут появиться киберспортивные роты. © Валерий Шарифулин/ТАСС

- Каких еще законодательных решений не хватает киберспорту для развития?

- Проделана уже большая работа, российское законодательство — одно из передовых, в нем есть понимание задач, которые стоят перед киберспортом, оно создает условия для их реализации. Но нет предела совершенству. Мы, например, продвигаем идею, что если при проведении официального соревнования используется компьютерная игра, то она воспринималась бы не как частная интеллектуальная собственность, а в качестве спортивного инвентаря. Это полностью соотносится с Конституцией, которая гарантирует каждому право на спорт. Это не означает, что мы будем брать любую игру и совершенно бесплатно ей пользоваться. Безусловно, мы готовы за это платить. Но хотим добиться, чтобы у нас не было ситуаций, когда любой правообладатель в любой момент может полностью запретить использовать его интеллектуальную собственность. Нужно исключить возможность политического давления с помощью таких средств. Надеюсь, нам удастся этого добиться, это будет важный шаг. В целом же Россия идет по пути поступательного развития киберспорта. Есть еще много всего, над чем нужно работать, но мы, безусловно, на правильном пути, причем движемся по нему довольно быстро.

Читайте также:

• В России предлагают создать центры подготовки киберспортсменов