Для школ выбрали две тысячи учебников
Минпросвещения уточнило перечень пособий, которые можно закупать за счет бюджета
В обновленном перечне школьных учебников более двух тысяч наименований. В список включили пособия по кибербезопасности и финансовой грамотности, которой начнут учить с 1 сентября 2022 года. Большинство же новинок касается преподавания на родном языке. Проект приказа Минпросвещения опубликован на портале проектов нормативных актов. «Парламентская газета» ознакомилась с документом.
Кибербезопасность и финансовая грамотность
Предыдущие изменения в перечень вносили приказами Министерства просвещения от 20 мая и 23 декабря 2020 года. В начале этого года ведомство анонсировало: в список внесут еще 95 учебников, в том числе по кибербезопасности. И действительно, такие пособия вошли в обновленный перечень. Это «Кибербезопасность» Галины Солдатовой для 5-х, 6-х, 7-х, 8-х и 9-х классов, а также «Информационная безопасность и кибербезопасность» Марины Цветковой для 7-9-х классов.
Финансовую грамотность начнут преподавать с 1 сентября по учебникам «Секреты финансовой грамотности» для 2-х, 3-х и 4-х классов и «Основы финансовой грамотности» для 8-9-х классов, подготовленные коллективами авторов.
Среди новинок — несколько учебников по географии и истории. А по программе ОБЖ — «Основы военно-морской подготовки. Начальная военно-морская подготовка» Федора Еленина для 5-6-х классов и «Основы военно-морской подготовки. Специальная военно-морская подготовка» Александра Шаронова для 7-8-х классов и Льва Ефременкова для 9-х классов.
«Эрзянь букварь» и «Чтение для глухих с CD-диском»
Самый внушительный список новинок — это национальные учебники. Они представлены линейками по родному языку и чтению на родном языке. В перечень, например, вошли учебники по алтайскому языку разных авторов для 1-4-х классов, «Эрзянь букварь» Мордовского книжного издательства, «Чăваш букварĕ» Чувашского книжного издательства, «Салам!» Татарского института развития образования.
Также перечень предложено дополнить учебниками для детей с ограниченными возможностями здоровья. В основном это слабослышащие, глухие дети и школьники с умственной отсталостью. Для них школам рекомендуют закупать, например, «Речевую практику. Учебник для обучающихся с умственной отсталостью» или «Чтение и развитие речи: учебник для глухих с электронным приложением на CD-диске».
Как учебники попадают в федеральный перечень, «Парламентской газете» рассказала член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова: «Сначала учебник аккредитуют, он проходит общественные слушания, экспертизу научного сообщества. Затем еще одну экспертизу, по результатам которой учебник может быть рекомендован для включения в перечень или отклонен. И только потом список формируется и утверждается в профильных ведомствах по образованию».
Срок действия экспертизы новых пособий — до 25 июня 2026 года. А для тех, что вошли в перечень раньше, — до 25 сентября 2025 года.
«Эти сроки не означают, что учебник будет находиться в перечне до означенного года. Это просто срок действия экспертизы», — уточнила Тутова.
Против ошибок и за толерантность
Идея федерального перечня учебников появилась в 90-е годы прошлого века, когда в России стали активно внедрять вариативное образование, а пособия для школы начали писать все, кому не лень. В итоге преподаватели, родители и школьники стали находить в учебниках многочисленные ошибки. Например, в одном из учебников по химии для 9-го класса перепутали натрий и калий, приводили пример в пресс-службе Минобрнауки в 2018 году. Автор учебника обществознания утверждал, что с накачанными и накрашенными людьми «абсолютно не о чем говорить». А в одном из учебников по ОБЖ иллюстрация с американским зенитным ракетным комплексом была подписана как «ракетный комплекс ПВО России», приводили «Известия» слова тогдашнего министра Ольги Васильевой.
Именно с подачи Васильевой, перешедшей в 2018 году на службу в Министерство просвещения, перечень учебников впервые изменили кардинально. В результате количество пособий сократилось сразу с 1370 до 863.
Конкуренция и образование
Однако с тем, как именно надо наводить порядок на рынке учебной литературы, не согласились в Федеральной антимонопольной службе. В 2019 году ФАС вынесла Минпросвещения предупреждение из-за признаков нарушения Закона «О защите конкуренции». В ведомстве посчитали, что министерство при формировании федерального перечня учебников в 2018 году необоснованно направляло часть пособий на дополнительную экспертизу, давая таким образом зеленый свет другим учебникам.
Из-за этого, по мнению антимонопольщиков, в федеральном списке из 863 позиций 537 заняли пособия, выпущенные издательством «Просвещение». А его ближайший конкурент — корпорация «Российский учебник» — смогла зарегистрировать только 256 наименований.
Несмотря на озабоченность ФАС, в дальнейшие годы «Просвещение» только усилило свои позиции. В 2020 году издательство приобрело корпорацию «Российский учебник», и «доля объединенной компании на рынке учебной литературы может достигать 80 процентов», писал тогда «Коммерсант». Таким образом, в России, как и в СССР, может возникнуть монополия на печать учебников, отмечали эксперты. Кстати, именно «Просвещение» в Союзе и было таким монополистом.
Больше не лучше, чем меньше
К перечню есть и другие претензии. Например, председатель Общественного совета при Минпросвещения Виталий Сурвилло считает, что документ недостаточно структурирован. В действующем перечне 26 линеек по алгебре и матанализу, 15 — по биологии, 14 — по истории России, 13 — по физике, 12 — по экономике, и это только для старших классов, рассказал он «Парламентской газете». Не меньше разброс и для начальной школы.
«Выскажу свое сугубо личное мнение — такое количество линий федеральных учебников — не полезно, дорого для государства и дезориентирует учащихся и родителей», — отметил эксперт.
Читайте также:
• Мария Бутина: Мы должны оградить учеников от иностранного вмешательства • Чем будут кормить учеников в условиях санкций
Смущает и то, что во многих линиях в составе авторских коллективов встречаются одни и те же имена. А в одном и том же учебнике, выпущенном в разные годы, могут быть другие компоновка материала, задания, нумерация страниц, хотя в школах, как правило, дети пользуются учебниками разных лет изданий.
«Если подача материала по каждой отдельной линейке отличается в своей последовательности, фокусировке, как дети умудряются участвовать в олимпиадах, с какими знаниями они попадают в вузы? Если же линейки учебников принципиально ничем не отличаются, в чем смысл такого обилия?» — задался вопросом Сурвилло.
Поэтому он предложил научно-методическому совету при Минпросвещения не только оценивать качество учебников, но и мониторить востребованность учебников у педагогов.
«В результате Совет мог бы определять 3-5 основных рекомендованных министерством учебников по каждому предмету», — предложил эксперт.
При этом он отметил, что любой опытный педагог всегда может добавить к рекомендованным учебникам те находки, которые узнал из других учебных пособий.
Ещё материалы: Лариса Тутова