Для региональных омбудсменов написали закон
Уполномоченные по правам человека станут более независимыми
Члены Совета Федерации Андрей Клишас, Людмила Бокова, Валентина Петренко, Елена Афанасьева, Эдуард Исаков и Владимир Полетаев внесли в Государственную Думу проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Документом устанавливаются единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляются общие основы их взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества. В поправки включены положения, восполняющие обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливающие гарантии независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Откуда возникла идея подготовить такой законопроект и почему именно члены Совета Федерации выступают инициаторами данного проекта, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета палаты по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
- Андрей Александрович, какова история законопроекта о региональных омбудсменах?
- Предложения о разработке отдельного законопроекта, совершенствующего правовой статус региональных уполномоченных, уже давно поступали из многих субъектов Российской Федерации. На протяжении последних лет данная идея также неоднократно звучала в докладах как уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, так и региональных уполномоченных.
Предложения о разработке отдельного законопроекта, совершенствующего правовой статус региональных уполномоченных, уже давно поступали из многих субъектов Российской Федерации.
Именно в Совете Федерации, как палате регионов, всегда внимательно отслеживают региональную повестку. В конце 2016 года на заседании Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при рассмотрении вопроса о перспективах развития института уполномоченных по правам человека председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение о разработке и внесении такого законопроекта. Соответственно, была создана совместная с уполномоченным по правам человека в РФ рабочая группа, и мы начали разрабатывать текст законопроекта.
- Насколько сейчас урегулирован в законодательстве статус уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации?
В настоящее время основные положения, регламентирующие деятельность региональных уполномоченных, содержатся в статье 161 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», введённой по инициативе Президента РФ в 2015 году. Закрепление на федеральном уровне основ правового статуса региональных уполномоченных повысило эффективность их работы и способствовало распространению этого института и принятию региональных законов во всех 85 субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем различные подходы в правовом обеспечении деятельности региональных уполномоченных ставят жителей разных регионов в неравные условия получения от них полноценной помощи в защите и восстановлении нарушенных прав. Кроме того, проблема заключается в недостаточности имеющихся у уполномоченных в субъектах Российской Федерации юридических и организационных возможностей для защиты прав и свобод граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах.
Различные подходы в правовом обеспечении деятельности региональных уполномоченных ставят жителей разных регионов в неравные условия.
В этой связи только небольшая часть жалоб, поступающих к региональным уполномоченным, решается с положительным результатом. Вследствие этого к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступает большое количество корреспонденции от региональных уполномоченных, в значительной части которых содержится просьба использовать потенциал именно федерального омбудсмена для защиты интересов конкретных граждан ввиду отсутствия необходимого ресурса у уполномоченных на региональном уровне.
- Какова степень участия в разработке законопроекта уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных уполномоченных?
- Как я уже говорил, основной запрос на разработку и внесение такого законопроекта и его основные положения исходили от уполномоченных по правам человека. На протяжении последних полутора лет мы находимся в постоянном тесном взаимодействии с Татьяной Москальковой, с региональными уполномоченными. Мы провели с участием федерального и региональных уполномоченных ряд заседаний рабочей группы по подготовке законопроекта, в декабре 2017 года прошли парламентские слушания на данную тему на площадке уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях Совета уполномоченных по правам человека, Координационного совета российских уполномоченных, а также Координационных советов в федеральных округах. Поступило более 400 предложений и замечаний по тексту законопроекта, которые были учтены нами. Важно подчеркнуть особую роль рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и лично Татьяны Москальковой в работе над законопроектом.
- Какие положения законопроекта вы считаете наиболее важными?
- В законопроекте установлено, что порядок взаимодействия всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе порядок оказания содействия уполномоченному, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. То есть каждое федеральное ведомство должно чётко прописать правила взаимодействия, которые будут распространяться на всю территорию страны.
Каждое федеральное ведомство должно чётко прописать правила взаимодействия, которые будут распространяться на всю территорию страны.
Сейчас порядок в отдельных случаях регламентируется соглашениями о взаимодействии между региональными уполномоченными и территориальными органами. В отношении же территориальных органов ФОИВов, подчиняющихся Президенту РФ, у региональных уполномоченных полномочия в настоящее время не закреплены в законе.
- Регламентирован порядок рассмотрения жалоб и полномочия уполномоченного в отношении организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Это, например, государственные и муниципальные учреждения — больницы, школы, управляющие компании.
- Предусмотрена обязательность создания аппаратов региональных уполномоченных в статусе государственного органа субъекта Российской Федерации. В настоящее время создание отдельного государственного органа предусмотрено не везде, что, безусловно, сказывается на эффективности работы региональных уполномоченных.
- Законопроект чётко разграничивает формы обращения к региональному уполномоченному и меры его реагирования. Жалобы к уполномоченному рассматриваются в особом порядке, права и обязанности уполномоченного при их рассмотрении чётко обозначены.
- Определено, что требования, ограничения и запреты для уполномоченного могут быть установлены только федеральным законом.
- Установлены гарантии деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе в части обязанности должных лиц предоставлять запрашиваемую информацию и оказывать иное содействие уполномоченному.
- Закреплено право уполномоченного лично представлять ежегодный доклад на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Предусмотрено право регионального уполномоченного использовать правовые средства защиты, принимать меры, предусмотренные законом, не только при рассмотрении жалоб, но и при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение, при защите интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
- Установлено право уполномоченного иметь помощников, осуществляющих деятельность на общественных началах, и создавать общественные приёмные на территории субъекта Российской Федерации.
- В каких случаях правильнее обращаться к федеральному уполномоченному, а в каких к региональному?
- Закон не ограничивает право человека обращаться к уполномоченному любого уровня. При этом в законопроекте предусмотрена норма, что в случае если лицо, обратившееся с жалобой к региональному уполномоченному, одновременно обращается с жалобой в адрес федерального уполномоченного, по запросу уполномоченного по правам человека в РФ жалоба с прилагаемыми к ней материалами передаётся на его рассмотрение.
- Насколько нам известно, речь идёт о пакете законопроектов. Могли бы вы пояснить, в какие законы предполагается внесение поправок?
- Прежде всего это уже мною упоминаемая статья 161 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Рассчитываем, что законы могут быть приняты до конца 2018 года.
Кроме того, вносятся изменения, повышающие гарантии независимости уполномоченного, а именно:
- в КоАП РФ: предлагается установить ответственность за вмешательство в деятельность уполномоченного, а также за неисполнение должностными лицами законных требований уполномоченного;
- в УПК РФ: решение о возбуждении уголовного дела в отношении регионального уполномоченного будет приниматься руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации;
- в УПК РФ и ГПК РФ: предусматривается право уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному и гражданскому делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
- Как вы оцениваете перспективы рассмотрения законопроектов в Государственной Думе и есть ли взаимодействие с коллегами-депутатами?
- С коллегами-депутатами у нас налажено постоянное эффективное сотрудничество. Более тесная координация по данному пакету законов будет осуществляться при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе.
Опыт координации совместных усилий у нас уже есть. Мы конструктивно взаимодействовали с профильным комитетом при прохождении в Государственной Думе проекта уже действующего Закона «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», внесённого по инициативе Совета Федерации. Была создана совместная рабочая группа по обсуждению поправок ко второму чтению.
Рассчитываем, что законы могут быть приняты до конца 2018 года.
Ещё материалы: Андрей Клишас