Для дистанционного обучения разработают единый регламент
Законопроект об онлайн-образовании при ЧС планируют внести в Госдуму уже в мае
Сегодня при дистанционной форме обучения нет общих правил организации занятий, из-за чего уровень преподавания в разных регионах отличается. Эту проблему особенно ярко показал перевод школ и вузов на онлайн- обучение из-за пандемии коронавируса. О том, что необходимо изменить в законодательстве, чтобы экстренный переход на «дистанционку» не вызывал стресса у учеников и педагогов, и насколько система образования готова к работе в новых условиях, «Парламентской газете» рассказала глава Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
- Лилия Салаватовна, в какой степени готовности находится законопроект о дистанционном обучении, инициатором которого вы являетесь? Что изменится в онлайн-образовании после вступления этого закона в силу?
- Законопроект, который мы планируем внести в мае, донастраивает систему дистанционного образования. После всероссийского перехода в дистант из-за пандемии, мы увидели пробелы в таком обучении. Документ регулирует те общественные отношения, которые уже востребованы, формирует правовое поле и методическую базу, чтобы организовать полноценное образование. Это своего рода «правила игры» для применения онлайн-технологий в обычном формате обучения и при форс-мажорной ситуации. Законопроект закрепит за Министерством просвещения по школам и колледжам, а за Министерством науки и высшего образования — по вузам, полномочия вводить в стране полноформатный режим дистанционного обучения в режиме повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или каких-то форс-мажорных обстоятельств.
Такие меры можно будет вводить не только по всей стране, но и в отдельных субъектах или муниципалитетах в случае ЧС. После чего Минпросвещения и Минобрнауки своими подзаконными актами пропишут регламент обучения: сколько должен длиться урок, как учитель ставит оценки и так далее. Особо подчеркну — про всеобщее и единственно возможное онлайн-образование в законопроекте речь не идёт!
Сейчас мы дорабатываем документ, в ближайшее время он будет готов к внесению в Госдуму.
- Почему, по вашему мнению, в Правительстве не отказались от идеи провести ЕГЭ? Поддерживаете вы решение Минпросвещения о том, что ЕГЭ в этом году будут сдавать только те школьники, которые планируют поступать в вуз?
- Я разделяю позицию Минобрнауки и Минпросвещения, что от ЕГЭ отказываться не следует, так как эта система себя уже зарекомендовала. Сейчас в формате дискуссии обсуждались предложения, том числе, чтобы дать возможность без Единого экзамена всем желающим поступить в вуз, а после окончания первого курса провести некий срез. Считаю, что это усугубит эпидемиологическую ситуацию. К тому же вряд ли у вузов есть возможности по размещению такого количества студентов.
Единый экзамен — это отработанный, прозрачный и понятный инструмент оценки знаний. Его отмена создаст неравные условия для выпускников этого года и предыдущих лет. Решение Минпросвещения о переносе экзаменов с 8 июня на август продиктовано рекомендациями Минздрава и Роспотребнадзора и направлено на сбережение здоровья учеников и педагогов.
Ситуация, которая сложилась в этом году, уникальна тем, что выпускники долго учились в дистанционном режиме, из-за чего условия подготовки были разные, Поэтому профильным ведомством принято решение, чтобы Единый экзамен сдавали те ребята, которые планируют после школы поступать в вуз.
Единый экзамен — это отработанный, прозрачный и понятный инструмент оценки знаний. Его отмена создаст неравные условия для выпускников этого года и предыдущих лет.
Уверена, выпускники, которые намерены продолжить образование в вузе, достойно сдадут экзамен и продемонстрируют свои знания, даже несмотря на определённые сложности в связи с переходом на дистанционный режим обучения. Сегодня все компетенции наших педагогов сосредоточены на выпускных классах, есть бесплатные ресурсы, где можно подготовиться к ЕГЭ. Хочу напомнить, что экзамены будут организованы с соблюдением всех санитарных требований: количество сдающих ЕГЭ в пунктах проведения экзамена будет ограничено, а школьников рассадят друг от друга на расстоянии не менее 1,5 метра, экзаменуемым проведут термометрию и санитарную обработку рук, продезинфицируют аудитории
- Готовы ли, по вашему мнению, вузы к тому, чтобы полностью провести вступительную кампанию в режиме онлайн?
- Я общалась с ректорами ведущих университетов, которые подтвердили, что вузы действительно имеют возможность организовать дополнительные испытания в дистанционном формате. Но в онлайн-режиме можно провести не все экзамены, особенно это касается творческих специальностей. Думается, было бы правильным дать самим вузам право решать, как они будут проводить дополнительные испытания.
- Вернутся ли школы и вузы к прежней системе образования после окончания пандемии?
- Пользуясь случаем, хочу успокоить родителей: Всероссийский дистант — это временная мера. Пусть никого не пугают высказывания некоторых деятелей — для нашей страны замена очного образования дистанционным невозможна и недопустима. Никто не ставит задачу заменить онлайн-технологиями живое общение педагога с учеником. Уверена, когда пандемия коронавируса завершится, мы вернёмся к традиционной системе обучения, но она будет гораздо лучше подготовлена к различным форс-мажорным ситуациям.
Ещё материалы: Лилия Гумерова