Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Для чего нужна электронная подпись

Поменять полис, подать декларацию, провести крупную сделку онлайн — всё это можно подтвердить «росчерком пера», не выходя из дома

28.03.2021 12:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Для чего нужна электронная подпись

 Фото: subscribe.ru

С 1 апреля власти планировали расширить возможности удалённой идентификации электронной подписи. Однако законодательно было принято решение отложить введение новых норм до следующего года. Это нужно, чтобы информационные порталы могли лучше подготовиться. Начинать учиться жить в цифровом мире пора и гражданам, говорят эксперты, ведь это наша ближайшая перспектива. Какие подписи бывают, где они применяются и чем могут быть опасны, проанализировала «Парламентская газета».

Что в «имени» тебе моём

Электронная подпись — комбинация знаков или паролей для подписания цифровых документов. В зависимости от того, какие именно бумаги вы собираетесь заверить, существует три вида электронных подписей: простая, усиленная неквалифицированная и  квалифицированная.

Чем ответственнее документ, тем сложнее подпись, а значит, и набор к ней ключей. Ведь одно дело поменять полис обязательного медицинского страхования и совсем другое — продать квартиру в Москве за десятки миллионов рублей.

Простой подписью чаще всего пользуются физические лица. Например, она нужна, чтобы записать ребёнка в детский сад на портале mos.ru, оформить выплаты на портале gosuslugi.ru или записаться на приём на сайте Росреестра. Для подтверждения такой подписи достаточно ввести код из электронного письма, СМС или USSD.

Роскомнадзор назвал главный источник цифровых угроз

Усиленной неквалифицированной подписью пользуются и физические, и юридические лица. Например, гражданам она нужна, чтобы получить доступ ко всем услугам на тех же gosuslugi.ru и rosreestr.gov.ru. А юридическим лицам — для подписания внутренних  приказов или платёжных поручений, а также для заключения договоров между компаниями.

Так как усиленная неквалифицированная подпись используется в том числе для подписания финансовых документов, она более защищена. Для её создания понадобится уже несколько кодов и ключей. А для  подтверждения придётся прийти в центр госуслуг.

Фото: ПГ

Наконец, усиленная квалифицированная подпись используется при совершении крупных сделок. Например, гражданам она может понадобиться для оформления договора купли-продажи, а юридическими лицами — для подачи налоговой декларации.

Поскольку в таких случаях речь идёт о крупных суммах, подтвердить подпись может только удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию в Минцифре. 

За семью печатями

Подделать электронную подпись достаточно сложно, но всё-таки возможно, говорят эксперты. Поэтому законодательство в этой сфере постоянно ужесточают. На защиту электронной подписи направлен и последний закон. Он переносит срок удалённого порядка идентификации лиц удостоверяющими центрами с 1 апреля этого года на 1 января 2022 года.

Всё дело в том, что население в массе пока ещё не готово к использованию электронной подписи, прокомментировал закон «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Виталий Милонов.

Кто имеет право собирать наши персональные данные

«Мы пока ещё не можем приучить людей к элементарной финансовой культуре. У нас люди до сих пор идут в микрофинансовые организации и думают, что они берут деньги в долг, а на самом деле их грабят. Так же и неправильное использование электронной подписи может серьёзно навредить людям», — отметил Милонов.

Сейчас на уровне законодателей обсуждается вопрос о запрете непрофессиональным игрокам рынка участвовать в сделках на Форексе, потому что это чревато для них серьёзными финансовыми потерями. Аналогичные меры могли бы применяться и к тем, кто хочет пользоваться электронной подписью, предположил депутат.

«Это не потому, что люди плохие или глупые. А потому, что это новая сфера и в ней нужно как можно больше разъяснять. Надо учить этому в школе, учить в институте. Нужна социальная реклама, это также могут быть онлайн-курсы, чтобы человек понимал, какие именно риски он себя берёт», — заявил Милонов.

Ранее группа сенаторов и депутатов предложила также существенно увеличить финансовые требования к удостоверяющим центрам. По мнению члена Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимира Кравченко, это приведёт к их укрупнению, а значит, и более качественному оказанию услуг.

«Собственный капитал должен быть увеличен с 7 миллионов до 0,5-1 миллиарда, размер страховой ответственности увеличивается с 30 до 300-500 миллионов рублей, срок аккредитации сокращается с пяти лет до трёх лет», — сообщил ранее «Парламентской газете» Кравченко.

Новые правила аккредитации вступят в силу с января 2022 года. По оценкам экспертов, после этого число удостоверяющих центров в России может сократиться в два раза.

Торги, больничные, патенты

По данным «Росэлторга», в 2020 году электронные подписи чаще всего применялись на торгах — 57 процентов всех цифровых сделок. Чаще россияне стали использовать электронные подписи при сделках с недвижимостью, регистрации бизнеса и сдачи отчётности. Увеличилось и оформление больничных листов с помощью электронных подписей.

В числе популярных у населения услуг также дистанционное банковское обслуживание, которое позволяет удаленно оформить платёж или электронные жалобы через систему ГАС «Правосудие».

Читайте также:

• Что можно сделать с электронной подписью? • Как оформить электронную подпись • Электронную подпись можно будет продлить дистанционно

Не так давно на портале госуслуг начали тестировать пять новых сервисов, воспользоваться которыми можно с помощью электронной подписи. Это получение свидетельства о рождении ребёнка, подача заявления для поступления в вуз, снятие и постановка с учёта при переезде, оформление европротокола и дистанционное исполнительное производство.

Также с помощью электронной подписи до 1 апреля этого года малые предприниматели могут принять участие в экономической переписи. И это как раз та сфера, где использование электронной подписи надо расширять, считает Виталий Милонов.

«Ещё одна сфера, где электронная подпись могла бы получить более широкое применение, — это самозанятые. Потому что если мы взываем таких граждан к ответственности, мы должны одновременно предоставить им какие-то условия, чтобы они понимали, что это ещё и выгодно: не надо сидеть в очередях, не надо тратить лишние деньги и так далее», — отметил депутат.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5712