Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Для чего нужна электронная подпись и как ее получить

1 апреля стартует второй этап эксперимента по распространению цифрового инструмента

24.03.2022 00:00

Автор: Евгений Круглов

Для чего нужна электронная подпись и как ее получить
  © Виталий Аньков/РИА Новости

Во время второго этапа эксперимента проверят, стабильно ли работает система и соответствует ли она всем заявленным требованиям, и если будет необходимо — доработают ее. Главная задача эксперимента — выяснить,  насколько эффективно людям взаимодействовать с государственными органами через электронную подпись. Как ее получить  и зачем она нужна, разбиралась «Парламентская газета».

Цифровой эффект

На первом этапе эксперимента, который стартовал 20 июля 2021 года, появилось мобильное приложение «Госключ», которым могли воспользоваться пользователи портала госуслуг. С помощью этого приложения можно было получить электронную подпись, чтобы подписывать электронные договоры. За восемь месяцев через «Госключ» подписали более 200 тысяч договоров онлайн, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Минцифры.

В ведомстве сочли первый этап эксперимента с электронной подписью успешным, а «Госключ» — удобным и безопасным сервисом, где сертификат ключа создается быстро и бесплатно.

Как защитить цифровую подпись от кибермошенников

«Не нужно посещать удостоверяющий центр — идентификация пользователя происходит дистанционно при наличии подтвержденной учетной записи на госуслугах. Приложение безопасно — ФСБ подтвердило соответствие средств криптографической защиты информации, используемых в «Госключе», требованиям к средствам электронной подписи по классу защиты КС1», — пояснили в пресс-службе Минцифры.

Сейчас с помощью приложения можно подписать договор с мобильным оператором на оказание услуг связи, на перенос номера, подтвердить свои аккаунты в агрегаторах. В будущем перечень сделок и юридически значимых документов, которые можно подписывать с помощью этого сервиса, расширят. В частности, планируется, что в этом году «Госключ» можно будет задействовать в кадровом электронном документообороте.

Получите — распишитесь

Понятие «электронная подпись» появилось в России в 1994 году. Именно тогда Главное управление безопасности связи разработало первый российский стандарт ЭЦП. Свое дальнейшее развитие и распространение цифровая подпись получила в начале 2000-х.

Часто на документе можно найти надпись, что он подписан усиленной электронной подписью, и номер сертификата, состоящего из сложного набора букв и цифр, а также даты его выдачи с ФИО владельца.

Автограф в сети чаще всего используют для:

  • сдачи отчетности;
  • участия в закупках;
  • ведения юридически значимого электронного документооборота;
  • подачи арбитражных исков;
  • регистрации сделок с недвижимостью;
  • ведения кадрового ЭДО с работодателем;
  • обращения в госорганы.

Существует несколько разновидностей онлайн-подписи: простая цифровая подпись, усиленная квалифицированная и усиленная неквалифицированная.

«Простую электронную подпись нельзя использовать без дополнительного соглашения, а также она не позволяет проверить, что после подписания данные никто не менял. Поэтому ее не используют для документооборота с госорганами или сдачи отчетности. КЭП и НЭП более функциональны, они позволяют не только подтвердить, кто подписал документ, но и проверить, что его никто потом не менял. А также придают подписанному документу юридическую силу: НЭП — если между сторонами заключено дополнительное соглашение, КЭП — по умолчанию», — пояснил «Парламентской газетой» руководитель удостоверяющего центра «Контур» Сергей Казаков.

Подпись в сети

Казаков напомнил, что с 1 января 2022 года руководителям нужно получать цифровую подпись по новому порядку:

- руководителю коммерческой организации или ИП — обратившись в налоговую инспекцию или в удостоверяющие центры;

- главам финансовых организаций — в Центробанк;

- должностным лицам бюджетных учреждений и руководителям госорганов — в казначейство;

Для сотрудников и уполномоченных правила получения электронной подписи не меняются, сообщил Казаков, но предупредил, что к 31 декабря 2022 года им нужно успеть заменить свою подпись на новую — подпись физического лица. Для физлиц правила получения электронной подписи не меняются.

В начале года глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил о массовом внедрении электронных подписей и задаче депутатов максимально упростить получение усиленных электронных подписей: «Цифра активно вторгается в нашу жизнь, и многие договоры, многие согласия даются в цифровой форме, но простая электронная подпись будет активно замещаться усиленной неквалифицированной и усиленной квалифицированной электронной подписью в зависимости от сложности соглашений».

В октябре прошлого года заместитель председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, комментируя инициативу о переходе на электронный документооборот, делал прогноз, что к 2024 году каждый второй россиянин будет иметь электронную подпись.

Читайте также:

• За свидетельством о рождении или смерти в загс идти не придется

В январе «Парламентская газета» давала советы, как защитить цифровую подпись от кибермошенников. Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская рекомендовала не пересылать кому-либо сканы паспортов, не вводить личную информацию на подозрительных сайтах и использовать сложные пароли.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 15553