Все о пенсиях в России

два дня назадУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

два дня назадРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

20.11.2024На индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Для беспилотных автомобилей написали закон

Контролировать такую машину будет человек с водительскими правами и с разрешением на управление инновационным транспортом

Для беспилотных автомобилей написали закон
Фото: АГН Москва

В России планируют постепенно приспосабливать дороги общего пользования для движения беспилотных автомобилей, а водителям и операторам, которые станут управлять таким транспортом, надо будет выполнить ряд требований. Проект федерального закона, направленного на регулирование новой отрасли, Госсовет Татарстана на заседании 20 февраля решил направить на рассмотрение в Госдуму.

Надо подготовить водителей и дороги

В республике уже используют беспилотники — в наукограде Иннополис пассажиров возит такси без водителя, в Набережных Челнах производят беспилотные грузовики, а в Казани во время футбольного ЧМ-2018 курсировал по изолированному маршруту пассажирский шаттл. Однако выехать на российские дороги беспилотники не могут: в действующем законодательстве не предусмотрены ни правила их использования, ни то, кому отвечать за устроивший ДТП автодрон. И чтобы инновационные наработки Татарстана не пропали и помогли развивать новую отрасль в России, председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил республиканскому парламенту разработать для беспилотного автотранспорта специальный законопроект.

Глава Госсовета Фарид Мухаметшин согласился, что нужен именно федеральный документ, чтобы правила использования беспилотных авто стали едиными для всей страны. По его поручению была сформирована рабочая группа, которая подготовила законопроект «Об инновационных транспортных средствах».

Для беспилотных автомобилей разработают особые правила
Инициативой предлагается поэтапно внедрять беспилотные автомобили на российских дорогах общего пользования. Проект закона устанавливает правила для операторов, которые управляют машинами дистанционно, и для водителей — в данном случае это человек, который сидит за рулём и следит за обстановкой, а не ведёт беспилотный автомобиль. Чтобы ездить на таком авто, шофёр должен иметь российское национальное водительское удостоверение и дополнительный документ, подтверждающий, что он имеет право управлять беспилотником. Он обязан принимать меры для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также сохранности чужого имущества. Операторам тоже нужно будет получить разрешительный документ и следить, чтобы никто не пострадал.

Какая именно профподготовка понадобится водителю, определят в уполномоченном органе исполнительной власти. Этот орган предстоит выбрать Правительству. Он будет отвечать за всю сферу эксплуатации беспилотников, в том числе определять порядок расследования ДТП с участием инновационных техсредств и устанавливать требования к оборудованию автодорог, ведь для курсирования беспилотников нужно адаптировать и модернизировать инфраструктуру. Речь идёт в том числе о состоянии дорожного полотна в разные времена года, а также разметке и знаках, которые должны «читаться» техникой и днём, и ночью, и в снег, и в дождь.

Владельцу беспилотника понадобится осуществлять техосмотр и страховать авто в особом порядке, который также определят в уполномоченном органе. Без страховки автомобиль будет вне закона — его не поставят на госучёт. Собственник станет нести ответственность за информационную безопасность своего беспилотника - в машине обязательно должно быть оборудование, которое не позволит злоумышленникам проникнуть внутрь или взломать систему управления, а также исключит вероятность самопроизвольного запуска автомобиля. Владелец обязан также «анализировать и принимать при необходимости меры по устранению причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащего ему инновационного транспортного средства».

Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года, когда закончится эксперимент по использованию беспилотников на общих дорогах Москвы и Татарстана.

Законопроект носит рамочный характер, поскольку детали будут расписаны в технических регламентах, правилах и стандартах. Если его примут, он вступит в силу с 1 марта 2022 года, когда закончится эксперимент по использованию беспилотников на общих дорогах Москвы и Татарстана. 

Дороги станут безопаснее?

Если в России широко распространятся беспилотные автомобили, количество аварий может сократиться на 90 процентов, приводит мнение экспертов председатель комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин. «Беспилотные автомобили не нарушают правил дорожного движения, не отвлекаются во время движения, непрерывно сканируют пространство вокруг себя на 360 градусов и «видят» объекты в радиусе до 300 метров. Для беспилотника на дороге гораздо меньше неожиданностей, чем для человека-водителя», — считает он.

Но хотя в общей массе такой транспорт будет менее аварийным, он не может быть абсолютно безопасным, говорят в Госдуме. «Какую бы мы качественную технику ни сделали, всё равно это техника. И у любой техники может быть сбой, будь то космический корабль или беспилотный автомобиль», — сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Александр Старовойтов.

Какую бы мы качественную технику ни сделали, всё равно это техника. И у любой техники может быть сбой.

В Госдуме также занимаются вопросами регулирования эксплуатации беспилотников, и эта тема очень актуальна, добавил он. Но сдерживающим фактором остаётся вопрос: кто должен будет нести ответственность, если виновником аварии станет беспилотный автомобиль, подчеркнул Старовойтов.

Тем не менее, по мнению отечественных разработчиков беспилотных транспортных средств, отсутствие соответствующих нормативных актов очень мешает продвижению вперёд в этом направлении. Об этом напомнил глава рабочей группы Госсовета РТ по подготовке законопроекта Марат Галеев. Он сообщил, что нормативные акты, регулирующие эту сферу, есть в ряде европейских стран, США и Китае. Присоединится ли к ним Россия, решат в Государственной Думе, когда будут рассматривать соответствующие инициативы.

Только достоверная информация о новых законах — в нашем канале в Telegram.