Действующие штрафы лихачей-мажоров не останавливают
Поэтому депутаты предлагают при повторном нарушении применять меры административного ареста, обязательных работ или лишения прав

Госдума приняла в первом чтении законопроект Правительства, устанавливающий административную ответственность в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей за опасное вождение. Альтернативный документ депутатов ЛДПР с такими же санкциями был отклонен. Напомним, что ЛДПР впервые еще в 2012 году предлагала ввести меры ответственности для водителей-лихачей, создающих опасные ситуации на дорогах. Однако эта инициатива тогда не нашла поддержки Правительства — там не видели необходимости в предлагаемых мерах, ссылаясь на возможность «субъективного толкования» понятия «агрессивное вождение» и то, что у нас в законодательстве и так есть ответственность за нарушение правил маневрирования.
«Если бы в Правительстве вовремя услышали наши инициативы, то глумление Багдасарян и свадебного кортежа мы не наблюдали бы», — считает один из авторов документа, депутат ЛДПР Ярослав Нилов. Напомним, что в мае минувшего года группа молодых людей, в числе которых была стритрейсерша Мара Багдасарян, устроили гонки с полицией на внедорожнике «Гелендваген» с нарушением правил дорожного движения и трансляцией происходящего в Интернете. Также в прошлом году в октябре свадебный кортеж полицейского из элитных иномарок грубо нарушил ПДД, устроив танцы на дороге.
В Правилах дорожного движения положение об опасном вождении было введено только 30 мая 2016 года: действия водителя, создающие аварийные ситуации, угрозу для участников движения. Вскоре появилась инициатива Правительства об ответственности за такое правонарушение. Это невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону.
Кстати, сейчас в Кодексе об административных правонарушениях уже предусмотрена ответственность за опасные перестроения при интенсивном движении и игнорирование права преимущества у другого транспортного средства. Но как показывает практика, действующие штрафы в 1,5 тысячи и 500 рублей автохамов не останавливают. В 2016 году, по данным начальника Договорно-правового департамента МВД Александра Авдейко, было зафиксировано 450 тысяч случаев, когда водители не уступали дорогу при перестроении другому автомобилю, а также более 3,9 миллиона случаев нарушения правил расположения автомобиля на проезжей части, встречного разъезда и движения по обочине (из них 3,2 миллиона — в Москве).
Если водитель неадекватный, то штраф в пять тысяч никак на него не подействует, считает первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков: «Что ему пять тысяч? Он и дальше будет так ездить». Поэтому ко второму чтению в законопроекте он предлагает прописать, что при повторном опасном вождении суду надо дать возможность применять в отношении нарушителя меры административного ареста или обязательных работ, а также лишения права управления транспортными средствами на длительный срок.
«Наглое, агрессивное вождение, которое создает предпосылки для ДТП, это стиль мажоров на дорогих иномарках, — отметил член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев. — Штраф в пять тысяч рублей на них не окажет никакого воздействия. Считаю, что нарушителей следует ограничивать в праве вождения на определенное время за опасное поведение на дорогах».
Законопроект Правительства в нынешнем его виде опасен — он может стать очередным карательным механизмом, который расширяет поле для злоупотреблений и коррупции, полагает Ярослав Нилов: «Если дать право полицейским без видеофиксации самостоятельно привлекать к ответственности, это может привести к злоупотреблениям и карательным мерам в отношении водителей, особенно в регионах». В связи с этим он обращает внимание на проект ЛДПР, некоторые положения которого решено учесть в правительственном законопроекте ко второму чтению. Во-первых, об обязательной видеофиксации случаев опасного вождения на любой носитель — видеокамеру мобильного телефона, видеорегистратора и так далее. И во-вторых, привлекать к ответственности за опасное вождение должен не полицейский, а только суд, анализируя все полученные видеоматериалы. И наконец, третье — при установлении факта опасной езды обязательно должен быть умысел в создании аварийной ситуации.
С тем, что в правительственном законопроекте должна быть доказательная база для привлечения к ответственности лихачей на дорогах в виде видеофайла, иначе будет широкое поле для злоупотреблений, согласен и Вячеслав Лысаков. «Мало ли что инспектор запишет в протоколе: три раза резко ускорился, два раза резко притормозил — тут можно нафантазировать сколько угодно», — полагает он.