Детским театрам выделяют миллиард
Деньги можно будет потратить на декорации, гастрольные автобусы, свет и звук
С детских театров начинается знакомство с искусством, формирование у человека культурных ценностей. Образное мышление, свойственное дошкольникам, позволяет при помощи кукольных представлений и театральных постановок донести до ребёнка самые главные мысли — ничто так не доступно для понимания малыша, как спектакль с живыми героями и настоящими приключениями. Долгое время в нашей стране детские театры не получали должного уровня поддержки, однако три года назад ситуация серьёзно изменилась. Как сегодня живут культурные учреждения для юных зрителей и что нового могут предложить аудитории, «Парламентской газете» рассказала первый зампред Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова.
- Ольга Михайловна, в уходящем году и законодатели, и чиновники Минкультуры неоднократно говорили о необходимости сделать поддержку детских театров приоритетной. Год театра заканчивается, а что ждёт культурные учреждения для юных зрителей в 2020 году?
- Очень важно, что на следующий год мы сохранили финансирование детских театров в прежнем объёме — это один миллиард рублей. При этом к Году театра мы подошли уже достаточно подготовленными — в течение трёх лет мы оказывали поддержку таким культурным учреждениям в рамках партийного проекта «Единой России» «Культура малой родины». Мы начинали с суммы 320 миллионов рублей — субсидии распределялись на все детские театры.
В первую очередь на повестке была поддержка постановочной деятельности — у многих детских театров не было средств даже на то, чтобы сделать широкую афишу, а значит, и привлечь зрителя. Ситуация недопустимая — ведь на театры для самых юных зрителей возлагается задача не только в части досуговой, но и образовательной, просветительской деятельности. В таких условиях театры были вынуждены делать коммерческие спектакли, чтобы билеты на них хорошо продавались. Благодаря государственной поддержке у них появилась возможность ставить более серьёзные и качественные постановки по произведениям отечественной классики, а в республиках — в том числе национальных авторов. В 2018-2019 годах на субсидии был выделен уже миллиард рублей.
- Почему так важна поддержка именно постановочной части?
- Современный юный зритель привык к яркой картинке, он воспитан на качественном визуальном ряде — в том числе фильмах, мультфильмах, Интернете, которым так часто пользуются дети. Поэтому ребёнку сегодня нужен творческий продукт высокого уровня — если театральные постановки с точки зрения декораций, костюмов будут сильно уступать другим типам визуального контента, театр не сможет удерживать внимание детей. Грубо говоря, вырезанные из картона цветочки уже не работают. Поэтому очень важно, что сегодня субсидии как раз можно потратить в том числе на декорации, улучшение света и звука. Кроме того, более 100 театров в этом году поменяли кресла и закупили транспорт для гастрольной деятельности.
- Большим событием в жизни культурных учреждений, ориентированных на самых маленьких зрителей, стал Большой детский фестиваль. Впервые он прошёл в 2018 году, в этом году мероприятие проведено с 13 октября по 15 ноября. Сколько театров приняло участие в фестивале? Что даёт культурным учреждениям это мероприятие?
— В течение месяца в рамках конкурсной программы фестиваля на 20 столичных площадках и в Подмосковье свои спектакли показали более 30 театров из 12 городов. В рамках фестиваля мы проводим конкурс среди наших детских театров на лучшую постановку по произведениям отечественных классиков. Постановлением Правительства в 2018 году учреждена премия за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики. Ежегодно присуждаются три премии, каждая из которых включает в себя специальный приз, диплом лауреата и денежное вознаграждение в размере трёх миллионов рублей. Это такой фестиваль про творчество, но есть и площадка, где мы встречаемся с руководителями, бухгалтерами культурных учреждений — Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров, который прошёл в начале декабря.
Важно, что у служителей театра сегодня есть запрос на общение с представителями власти — не секрет, что долгое время поддержка театров у нас шла по остаточному принципу. И наконец сегодня творческие люди начинают чувствовать помощь государства.
- В феврале министр культуры РФ Владимир Мединский как раз заявил, что к детским театрам нельзя относиться по остаточному принципу в сравнении с культурными учреждениями для взрослых. По его словам, у актёров таких учреждений должна быть мощная социальная поддержка…
- Во многих театрах сегодня кадровый вопрос решён. Если регион заинтересован, то актёрам помогают с социальным жильём, хотя, конечно, в первую очередь такая мера рассчитана на молодых врачей и учителей. Лучше всего дело обстоит в театрах, где руководители умеют отстоять свою точку зрения, доказывают важность работы труппы.
- Отдельная тема — кукольные театры. Сегодня институты искусств, где обучают студентов по специальности «артист театра кукол», в стране можно пересчитать по пальцам — такие направления есть в вузах Ярославля, Самары, Санкт-Петербурга. А вот в столице обучиться такой профессии пока нельзя. Есть ли дефицит кадров у кукольных театров?
- Встречаясь с творческими людьми на разных площадках, мы слышим разные мнения: где-то проблема стоит остро, где-то нехватки кадров нет. Многие кукольники даже занимаются индивидуальной деятельностью по пошиву кукол, проводят множество тематических выставок. Есть люди, которые обучаются этому самостоятельно. Субсидия, которую получают детские театры, позволяет привлекать новые кадры — в 2019 году на эти средства можно приглашать режиссёров со стороны.
Более того, по решению руководства театры могут стимулировать актёров. А постановщики в детских театрах стали на вес золота — один режиссёр сегодня приходится на 5-10 детских театров, поэтому культурные учреждения буквально стоят за ними в очереди.
В целом за три года у театров заметно расширилась театральная афиша, появилось около двух тысяч новых спектаклей, более 50 процентов из которых поставлены по классическим произведениям. Только в этом году поставили более 600 новых спектаклей.
- В этом вопросе важна системность, чтобы творческие люди знали, что их работа будет восстребована не только сегодня, но и через несколько лет…
- Безусловно, очень важно, чтобы такая господдержка сохранилась. Это зависит в том числе и от самих театров — от понимания творческими коллективами своей миссии. Поддержку важно сохранить ещё и потому, что сейчас на всю нашу огромную страну всего 154 детских театра — это меньше, чем два таких культурных учреждения на регион.
- Национальный проект «Культура» предусматривает строительство и реконструкцию 40 детских театров до 2024 года. Как сейчас идёт эта работа?
- Уже в этом году началась реконструкция Ставропольского театра кукол — долгие годы здание находилось в непригодном состоянии, у местных властей не было средств для его восстановления, а труппа работала в приспособленном помещении, благодаря чему им удалось не потерять своего зрителя. Сейчас там проведена большая часть работ, в новом здании появятся различные детские кружки, свой мини-парк. Кроме того, в 2019 году проводится капитальный ремонт в 12 региональных театрах кукол, в том числе в Екатеринбургском, Оренбургском и Саратовском.
В целом за три года у театров заметно расширилась театральная афиша, появилось около двух тысяч новых спектаклей, более 50 процентов из которых поставлены по классическим произведениям. Только в этом году поставили более 600 новых спектаклей. Театры в регионах за это время серьёзно окрепли, у них появилась возможность поставить дорогостоящий спектакль, пригласить хорошего режиссёра, закупить шикарные костюмы, чтобы зрители пришли в восторг от увиденного. Уверена, что роль детских театров будет только расти.