Детские театры должны сами устанавливать цены на билеты
А в институтах театрального искусства необходимо ввести новые направления обучения
Институты искусств, где обучают студентов по специальности «артист театра кукол», в стране можно пересчитать по пальцам — такие направления есть в вузах Ярославля, Самары, Санкт-Петербурга. А вот в столице обучиться такой профессии пока нельзя. В невыгодное положение детские театры ставит и объединение таких учреждений со взрослыми театрами. Какие изменения помогут развитию детского театрального искусства в стране? Об этом в нашем пресс-центре рассказала директор Театра кукол им. С.В. Образцова Ирина Корчевникова. Она стала очередным гостем авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете».
- Ирина Леонидовна, в профессиональном сообществе много говорят о введении критериев эффективности работников культурных учреждений. В Минкультуры недавно разработали законопроект, дающий право театрам увольнять невостребованных артистов. Анализировать, насколько творческие работники востребованы в репертуаре, согласно предложению, будет специальная оценочная комиссия. Как вы относитесь к этому?
- Ситуация неоднозначная. Как определять критерии востребованности? Нужно понимать, что режиссёр хочет работать с определёнными артистами, особенно с медийными лицами, если они есть в труппе. К тому же новому режиссёру может потребоваться год, чтобы посмотреть весь репертуар, понять, кто из артистов подходит для тех или иных ролей. Та же самая история и в театре кукол — наши актёры такие же профессионалы, не нужно думать, что в кукольных театрах не играет роли, кто управляет куклой. Это очень важно — у нас одну куклу в разных составах спектакля ведут три-четыре актёра, и разница, поверьте, существенная. Хотя кукла, казалось бы, делает одни и те же самые движения.
- То есть ротация в составе всё-таки должна быть?
- Об этом говорят многие режиссёры и художественные руководители. Бывают простои из-за невостребованности, из-за возраста. Бывает и так, что в одном театре артист не задействован в репертуаре, а в другом становится очень популярным. Какие-то критерии в этом отношении определить трудно, ведь очень важно уйти от субъективности при их определении. Нужно найти такие формулировки, которые не обижали бы профессионального актёра. Если же в одном театре актёр не востребован, необходимо, чтобы у него была возможность реализовать себя на других сценах, в антрепризах.
- Какие проблемы наиболее актуальны для артистов кукольных театров?
- Я вот уже пять лет борюсь за то, чтобы помочь нашим актёрам приобрести жильё по льготной ипотеке. Тут проблема комплексная: сейчас в Москве не обучают профессии артиста кукольного театра. В Российском институте театрального искусства (ГИТИС) появилось новое направление — режиссёр и художник театра кукол. Но актёров в столице по-прежнему не готовят, поэтому мы привлекаем их из других городов. Соответственно, им приходится снимать жильё.
Если в одном театре актёр не востребован, необходимо, чтобы у него была возможность реализовать себя на других сценах, в антрепризах.
Я считаю, что им необходимо помогать в этом вопросе, и, безусловно, небесплатно. В этом отношении уместно говорить о появлении льготной ипотеки для артистов детских театров. Мэр Москвы Сергей Собянин реализовывал схожую программу для актёров Театра им. Вахтангова и Московского Художественного театра, и это очень правильно. Несмотря на то что мы являемся театром федерального подчинения, мы работаем в первую очередь для москвичей. Поэтому хотелось бы, чтобы и для наших артистов открылись такие возможности.
- Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев поставил вопрос о возможном укрупнении театров, которые получают государственное финансирование, для решения их проблем с недостатком средств. Что вы думаете о таком объединении культурных учреждений?
- Объединение театров ставит в невыгодное положение одно из учреждений культуры. Первый опыт объединения детских и взрослых театров показал: театру кукол, как правило, предлагается малая площадка для показа двух спектаклей в месяц. Кроме того, такой процесс предполагает создание общей бухгалтерии, когда у театров всё становится общим. И все заработанные средства передаются в общую копилку. При этом в госзадании у детских театров прописано необходимое количество новых спектаклей, а вот средств для их постановки просто нет.
- Как в связи с этим изменилась работа региональных театров?
- Изменилась, безусловно. В небольших городах такие культурные учреждения должны ставить не менее четырёх-пяти постановок ежемесячно. А зарабатывают детские театры мало, ведь до сих пор в некоторых регионах им диктуют цены на билеты. Такая ситуация недопустима — любой директор знает аудиторию своего театра и не будет завышать стоимость, никто не хочет терять зрителя. И во многих субъектах можно установить цену на билеты в детские театры в размере 300-400 рублей, но нет — им предлагают ограничиваться, к примеру, 100 рублями. В этом контексте программа поддержки региональных театров партии «Единая Россия» «Театры детям» оказала огромную помощь — благодаря выделенным средствам учреждения культуры смогли не только обновить материально-техническую базу, но и ставить высококачественные спектакли, приглашать режиссёров и художников.
- Сегодня в первом чтении принят законопроект, который сделает продажу театральных билетов с рук правонарушением. Как детские театры относятся к закону о «театральной мафии»?
- Закон, который запретит продажу билетов по завышенной стоимости, конечно, необходим. Но в этом контексте много говорится и о правилах возврата билетов. Тут нужно понимать, что у детских театров своя специфика: дети болеют часто, поэтому приравнивать процедуру возврата билетов в такие театры к той же схеме, по которой люди сдают билеты на самолёты и в поезда, неуместно. Каждый детский театр может самостоятельно разработать правила, по которым можно сдать билет в случае болезни ребёнка или замены спектакля. Мы можем перенести билет на другой день — чтобы дети могли посетить спектакль, когда поправятся.