Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Дети снова прочтут «Молодую гвардию»

Роман Александра Фадеева вернули в школьную программу по литературе. На очереди Николай Островский и Алексей Толстой

09.02.2023 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Дети снова прочтут «Молодую гвардию»
Кадр из фильма «Молодая гвардия». © ТАСС

В этом году 9 февраля исполняется 80 лет подвигу героев-молодогвардейцев, имена которых знал каждый советский школьник. Роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» о юных подпольщиках, павших в борьбе с немецкими захватчиками, изучали на уроках литературы. Но в 1993 году это и многие другие советские произведения из программы убрали — страна избавлялась, как тогда считалось, от тоталитарного наследия, и прежде всего в системе образования. Однако спустя три десятилетия роман вернули в школу. «Парламентская газета» узнала у экспертов, что еще из советской программы будут изучать на уроках и к чему в итоге может привести этот тренд.

80 лет подвигу молодогвардейцев

9 февраля 1943 года в Гремучем лесу вблизи города Ровеньки были казнены Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко и Виктор Субботин. Все они были участниками подпольного отряда «Молодая гвардия». Молодежная организация появилась осенью 1942 года в донбасском Краснодоне, захваченном немецкими войсками. Она освобождала пленных, выводила из строя немецкую технику и связь, развешивала на улицах красные флаги.

«Молодая гвардия» просуществовала всего пять месяцев, но стала самой известной молодежной организацией периода Великой Отечественной войны. О молодогвардейцах написаны десятки книг. Их именами названы сотни улиц и десятки школ. Такой популярности организации во многом способствовал роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», который он написал по горячим следам тех событий, прибыв в Краснодон сразу после освобождения города. В СССР хрестоматийное издание выпустили общим тиражом 26 миллионов экземпляров.

Роман был обязательной частью школьной программы до 1993 года, когда стандарты обучения пересмотрели не только по литературе, но и другим предметам. Сегодня многие эксперты склонны считать, что это было ошибкой. Исправлять ее начали спустя 30 лет именно с возвращения «Молодой гвардии». На очереди и другие старовведения.

Семейное образование предлагают донастроить

В Госдуме — за Гайдара и Полевого

С этого года «Молодая гвардия» вошла в обязательную программу по литературе для 11-го класса. Изучать роман Фадеева будут наравне с произведениями Бунина, Блока, Маяковского, Есенина, Мандельштама и других авторов ХХ века.

Как объяснил решение о возвращении «Молодой гвардии» на пленарном заседании Госдумы 16 ноября 2022 года министр просвещения Сергей Кравцов, «ведомство строго и последовательно проводит воспитательную, патриотическую и ценностную линию в сфере образования и просвещения». «Усилению этой важнейшей составляющей, безусловно, способствуют и такие решения, как возвращение в школьную программу романа Александра Фадеева «Молодая гвардия», — сказал министр.

Сергей Кравцов © пресс-служба Госдумы

Усиливать воспитательную и патриотическую линию намерены и за счет других новых-старых авторов. Так, по мнению члена Комитета Госдумы по просвещению Ларисы Тутовой, необходимо рассмотреть вопрос о включении в программу «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Горячего камня», «Школы», «Тимура и его команды» Аркадия Гайдара и еще ряда книг советских писателей.

А за Островского попросили президента

Новые рекомендации, что стоит читать в школе, появились и в этом январе: стихотворение «Сын артиллериста» Константина Симонова, роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, роман «Горячий снег» Юрия Бондарева и «Донские рассказы» Михаила Шолохова. Об этом попросили президента жители блокадного Ленинграда.

В Минпросвещения эти пожелания учли оперативно, но лишь частично. «В образовательные программы вернутся роман Николая Островского «Как закалялась сталь», рассказ Алексея Толстого «Русский характер» и произведения про Великую Отечественную войну», — процитировал главу Сергея Кравцова сайт ведомства.

Чемоданное настроение

Возвращение лучших произведений советской литературы в школьную программу давно назрело, считает советский, русский писатель, поэт, драматург, киносценарист и общественный деятель, председатель Национальной ассоциации драматургов Юрий Поляков. Об этом он сказал нашему изданию.

Сокращение на уроках литературы советских авторов до минимума и замещение их антисоветскими, «подчас невзирая на низкий художественный уровень», было таким же политическим произволом, как замалчивание в СССР Набокова, Гумилева, Цветаевой, полагает Юрий Поляков.

«Мало кто сообразил, что массовый отъезд граждан за рубеж в ожидании мобилизации — в значительной степени результат нравственных доминант, привитых в школе, — считает Юрий Поляков. — Напомню, в списке дополнительной литературы для старшеклассников, составленном Академией образования, преобладают писатели-эмигранты, причем не первой, а третьей волны, замешанной на русофобии и антисоветизме».

Таким образом, подрастающему поколению почти 30 лет прививалось чемоданное настроение, сказал писатель, добавив, что «слава Богу, мы теперь не самая читающая страна, и большинство мужчин призывного возраста остались на Родине».

Казнить нельзя помиловать

Звучат и обратные предложения: исключить отдельных авторов из программы. Например, по мнению депутата Дмитрия Вяткина, так нужно поступить с «Архипелагом ГУЛАГ» Александра Солженицына.

«Как показал исторический анализ «Архипелага ГУЛАГ», который пока еще не убрали, а я думаю, недолго осталось ему находиться в школьных программах, многие факты Александром Исаевичем [Солженицыным] были высосаны из пальца, придуманы. Историки проверяли все факты», — процитировал слова парламентария ТАСС.

Вяткин также поставил под сомнение и другие произведения. «В этом году будут внесены необходимые изменения в школьную программу по литературе, — сказал он. — Те произведения, которые не выдержали испытания временем, которые не соответствуют действительности, «сплетни в виде версий», как Высоцкий писал и пел, без всякого сомнения, должны быть из школьной программы исключены».

Дмитрий Вяткин © пресс-служба Госдумы

Впрочем, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова сообщила, что вопрос об исключении романа «Архипелаг ГУЛАГ» из школьной программы по литературе не стоит, его не обсуждают на площадке «Единой России» или во фракции партии в Госдуме. Она также напомнила, что вопросы исключения из школьной программы того или иного раздела или произведения не решаются на основании частного мнения.

Читайте также:

• Когда и как школьники будут сдавать ЕГЭ и ОГЭ в 2023 году

БАМ и космос

Изменения школьной программы могут коснуться не только литературы, но и, например, истории, полагают эксперты. Так, по мнению первого зампреда Комитета Госдумы по молодежной политике Игоря Кастюкевича, будет нелишним добавить в программу изучение истории БАМа.

«БАМ — это еще и уникальный опыт молодежного самоуправления, который каждый участник привез оттуда. Обязательно нужно изучать», — сказал он нашему изданию и добавил, что еще лучше организовывать на место стройки школьные туры.

Если в программе по истории найдется место рассказу о трудовом подвиге строителей БАМа или научной роли России в освоении космоса — это замечательно, полагает и член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.

«История — это базовый предмет для формирования гражданина и патриота свой страны. Изучая освоение космоса советскими учеными-исследователями, мы формируем базисные знания о своей стране, о ее месте в мире, о силе русского характера», — сказал он «Парламентской газете».

Современная школа должна создать такие условия для каждого ребенка, чтобы на выходе получить сформированную, исторически подкованную и знающую, чего хочет, личность, согласен и Игорь Кастюкевич: «Это большая ответственность самих школьников, родителей, педагогов, всей образовательной среды и системы. Взрослеть дети должны в школе. Сейчас я вижу, что взрослеть они в лучшем случае начинают в институте».