Депутаты предлагают ужесточить требования к сервисам объявлений

Деятельность онлайн-ресурсов с объявлениями, ежемесячная аудитория которых превышает 10 миллионов российских пользователей, должна быть законодательно отрегулирована. Такой законопроект рекомендовал принять в первом чтении Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи 4 июля.
Принятие законопроекта продиктовано условиями информационной и технологической войны западных стран против России, поскольку в ряде сервисов есть западный капитал, пояснил автор законопроекта зампред профильного комитета Антон Горелкин.
«Многие из этих сервисов разрослись до гигантских размеров и ежедневно накапливают на наших граждан все больший и больший объем самых разнообразных данных. При этом владельцев ресурсов ничего не обязывает соблюдать требования российского законодательства. Фактически сервисы находятся в серой правовой зоне, поэтому законопроект предъявляет к крупным онлайн-сервисам объявлений ряд требований», — уточнил депутат.
В частности, предлагается запретить использовать данные сервисов в противоправных целях, не допускается распространение порочащей информации по разным признакам, предполагается соблюдать законные права и интересы граждан.
«Еще одно важное требование — ограничить долю иностранного участия в таких сервисах 20 процентами. Эту пропорцию, 20 на 80, мы уже применяем в законодательной практике относительно владения средствами массовой информации», — отметил депутат.
Горелкин уточнил, что некоторыми онлайн-сервисами объявлений россияне сегодня пользуются чаще, чем медиа-ресурсами. Например, сервисом «Авито», принадлежащим голландской компании, ежемесячно пользуются 92 миллиона россиян, что сопоставимо с аудиторией соцсети «ВКонтакте».
«Как этот огромный объем данных, накопленный сервисом, используется иностранными компаниями-владельцами, неясно. А ведь их можно использовать в разных целях, в том числе и для глубокого профилирования, для организации мошеннических схем и использования спецслужбами недружественных стран. Вариантов много, и мы не понимаем, что стоит за людьми, владеющими сервисом. Считаю, что такой ситуации мы допускать не должны», — сказал Антон Горелкин.
Инициатива предусматривает также создание реестра сайтов с объявлениями, вести который будет Роскомнадзор. В течение месяца в этот реестр будут включены сайты по размещению объявлений с аудиторией более 10 миллионов интернет-пользователей-россиян.
По мнению главы профильного думского комитета Александра Хинштейна, инициатива Антона Горелкина по суверенизации институтов цифрового развития логична, «так как ровно такие же требования в законе установлены для поисковых систем и СМИ».

Ещё материалы: Антон Горелкин