Депутаты подредактировали законопроект о «подписочных ловушках»
Владельцам интернет-сервисов могут разрешить не напоминать пользователям о продлении подписки
Законопроект: № 405607-8
Владельцам подписочных сервисов запретят навязывать пользователям платные услуги под видом бесплатных, но при этом разрешат не напоминать о продлении регулярных подписок. В среду, 17 апреля, на портале Системы обеспечения законодательной деятельности появилась обновленная редакция законопроекта, вносящего изменения в закон о «Защите прав потребителей», основная цель которого — освободить людей из «подписочных ловушек» и сделать использование разного рода платных сервисов в интернете более безопасным и справедливым. «Парламентская газета» ознакомилась с документом.
«Люди будут отписываться просто из-за раздражения»
Напомним: изначальный законопроект внесли в Госдуму еще в марте, однако тогда профильный комитет и правительство поддержали его лишь концептуально и рекомендовали доработать. Для этого была создана рабочая группа при Минцифры, в которую вошли представители Роспотребнадзора, Банка России и заинтересованных компаний.
Как пояснил «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов, поправки в итоге дорабатывали в тесном контакте со всеми заинтересованными лицами, в том числе владельцами подписочных сервисов. По их инициативе, в частности, решили отказаться от требования каждый месяц предупреждать пользователя о том, что скоро у него спишутся деньги за ту или иную услугу.
«Сделали вывод, что это будет скорее раздражать наших граждан, и люди начнут отписываться просто из-за того, что не захотят терпеть постоянный поток sms-сообщений или писем на электронную почту, — уточнил депутат. — Кроме того, после каждой оплаты пользователю будет приходить фискальный отчет о переведенных средствах, который, по сути, и будет служить напоминанием».
Соответственно, не вошло в новую редакцию и требование, согласно которому платеж, списанный без предварительного уведомления, возвращается потребителю в полном объеме.
Прокомментировал Свинцов и изъятые из финальной редакции законопроекта дополнительные полномочия Роскомнадзора — ранее на ведомство предлагали возложить контроль за соблюдением новых правил. По словам парламентария, это новшество сочли излишним.
«У нас, в принципе, Роскомнадзор и так эти задачи выполняет, поэтому нет необходимости для него их как-то отдельно регламентировать, — подчеркнул собеседник издания. — Кроме того, поскольку тут речь идет не только об интернет-технологиях, но и о банковских картах, финансовом аспекте жизни человека, то частично функции контроля перекрываются также Федеральной службой по финансовому мониторингу и Центральным банком. То есть, контроль уже есть и серьезный».
Не навязывать, а предлагать
Что осталось в законопроекте? Ключевое — пункт, согласно которому владельцы сервиса обязаны в полной мере доводить до пользователей информацию о своих услугах, включая все нюансы и подводные камни. Также остался абзац, в соответствии с которым «в случае осуществления безналичных расчетов с потребителем в форме периодических платежей и отказа потребителя от абонентского договора, такой договор действует до последнего дня оплаченного периода оказания услуг включительно, если иное не предусмотрено законом или абонентским договором». Это значит, что подписки больше нельзя будет продлевать «втихую», не ставя потребителя в известность о том, что они заканчиваются. Кроме того, владельцам подписочных сервисов окончательно и официально запретят списывать деньги с банковских карт, которые потребитель услуги удалил, или в рамках абонентского договора, от которого он отказался. Наконец, неизменным осталось требование, в соответствии с которым подписка всегда действует до конца оплаченного периода вне зависимости от того, когда именно пользователь от нее отказался.
«Предусматривается, что вне зависимости от даты отказа потребителя от подписки она действует до следующего периодического платежа. Таким образом, если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее по истечении 6 месяцев, она продолжает действовать до конца годового периода, при этом ранее уплаченные потребителем средства не возвращаются, за исключением случаев несоответствия содержания услуги заявленным параметрам», — отмечают авторы инициативы.
Андрей Свинцов пояснил также, что законопроект наведет порядок с «бесплатными» пробными периодами, когда пользователю предлагают протестировать какую-либо услугу, будь то виртуальный компьютер или стриминговый сервис на безвозмездной основе, но при этом заранее просят ввести в систему свои банковские реквизиты, чтобы потом начать списывать деньги.
«Мы предлагаем сделать так, чтобы сервисы не навязывали свои услуги потребителю, а по истечении бесплатного периода предлагали ему подписаться и уже начать платить на регулярной основе, — подчеркнул парламентарий. — Такая система, на наш взгляд, будет более честной, если гражданин поймет, что тот или иной сервис ему не интересен, он получит возможность просто от него отказаться и не потерять свои деньги».
Читайте также:
• Кабмин не против защиты прав пользователей платных подписок. Но с оговорками
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.
Ещё материалы: Андрей Свинцов