Депутат предложил ввести одиночное пожизненное заключение как высшую меру наказания
В Госдуму внесли законопроект о введении одиночного пожизненного лишения свободы с отбыванием срока в тюрьме в качестве высшей меры уголовного наказания. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».
По действующему законодательству высшей мерой наказания является смертная казнь, однако Россия в 1997 году подписала протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которым установлена отмена смертной казни в мирное время.
«Фактически действующей высшей мерой уголовного наказания является пожизненное лишение свободы, которое осуждённые лица отбывают в исправительных колониях строгого и особо строго режима», — говорится в пояснении к проекту.
При этом пожизненное заключение может быть назначено более чем за 20 видов преступлений, а смертная казнь — только за пять. В этой связи предлагается законопроектом заменить смертную казнь одиночным пожизненным лишением свободы с отбыванием наказания в тюрьме.
Как считает автор проекта, депутат от ЛДПР Сергей Иванов, предложенная мера является более строгим наказанием, чем отбывание срока в исправительной колонии. В то же время «это гарантирует конституционное право каждого на жизнь и позволит избежать фатальных последствий из-за возможных судебных ошибок в случае приведения приговора смертной казни в исполнение», считает разработчик.
Он также предлагает установить одиночное пожизненное высшей мерой наказания на всё время действия моратория на смертную казнь. Поправки планируются в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, ещё один законопроект предлагает сопутствующие изменения в Уголовно-исполнительный кодекс.
Правительство законопроект Иванова не поддерживает. В отзыве на него говорится, что документ противоречит некоторым действующим нормам. В частности, не учтено, что в колониях особого режима перевод в «одиночки» на срок до 6 месяцев является наказанием за нарушение порядка отбывания наказания.
Кроме того, реализация проекта может потребовать строительства тюрем специализированного типа с более строгими условиями содержания, а это потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Автор в нарушение требований Бюджетного кодекса не прописал источник и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
К законопроекту также приложен отзыв Верховного суда. В нём отмечается, что обоснование законодательной инициативы в пояснительной записке не подкреплено какими-либо статистическими, аналитическими и иными данными, свидетельствующими о необходимости предлагаемых изменений.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.