Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Депутат Мажуга рассказал, что нужно изменить в пересдаче ЕГЭ

В Госдуме предлагают не отказывать в аттестате одиннадцатиклассникам, завалившим русский или математику

07.07.2024 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Депутат Мажуга рассказал, что нужно изменить в пересдаче ЕГЭ
Александр Мажуга. © Тимур Ханов/ПГ

С этого года одиннадцатиклассники впервые могли пересдать один из предметов Единого государственного экзамена по выбору. Что нужно изменить в этой процедуре, а также в приемной кампании в вузах, «Парламентской газете» рассказал первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга.

- Александр Георгиевич, заявления на участие в пересдаче подали более 116 тысяч выпускников — много это или мало?

- Это около 20 процентов от общего числа сдававших ЕГЭ в этом году. Поскольку пересдача проходит впервые, сложно оценить, много это или мало. Но, в принципе, это соответствует прогнозам, которые эксперты делали накануне пересдачи.

- В топ-5 предметов для пересдачи вошли обществознание, информатика, русский язык, химия, профильная математика. О чем это говорит?

- Что касается обществознания, его популярность во время пересдачи оправдана, так как и на самом экзамене большинство одиннадцатиклассников выбирают именно этот предмет. Остальные предметы для пересдачи так же соответствуют их популярности во время основного экзамена.

Если говорить о химии, ее, как правило, сдают те, кто выбирает не химические направления подготовки, а медицину. А, как известно, в последнее время очень многие школьники хотят получить профессию врача.

- Какие изменения в правила пересдачи ЕГЭ нужно внести в следующем году?

- Предположим, ребенок хочет пересдать математику или русский язык, и если он на второй пересдаче получит балл ниже, чем минимальный — то есть двойку, то по действующим правилам ему не выдадут аттестат об общем образовании. Мне кажется, что в отношении именно этих предметов на следующий год необходимо предусмотреть, что если результат второй пересдачи хуже минимального, при этом в первый раз школьник эту планку преодолел, то все равно нужно выдавать аттестат.

- Как введение пересдачи отразилось на вступительной кампании в вузы? Последние школьные оценки объявят до 17 июля, а подача заявлений от абитуриентов уже идет с 20 июня.

- Действительно, многие ребята, которые сдают, например, русский язык или математику, на сегодня еще не получили аттестат, поскольку финального результата нет. Минобрнауки провело разъяснительную работу со всеми вузами, и сегодня они принимают заявления, даже если у выпускника еще нет аттестата, при этом он обязуется предоставить его после объявления итогов пересдачи.

© ПГ

- В этом году в вузах страны самое большое количество бюджетных мест — 621 321 с учетом новых регионов. На какие специальности мест больше всего?

- Уточню, что более 620 тысяч бюджетных мест — это по всем уровням подготовки. Нас, конечно, больше интересует первый уровень — бакалавриат и специалитет, куда и идут выпускники школ. Так вот для них предусмотрено более 480 тысяч бесплатных мест.

В пятерку входят: педагогика, здравоохранение, IT-специалисты, сельское хозяйство и отдельно стоит выделить машиностроение, где добавили бюджетных мест, так как такие специалисты остро нужны стране именно сегодня.

В целом же больше всего бюджетных мест на инженерно-технические специальности.

- Это те специалисты, которые нужны стране. А кем хотят стать сами выпускники, что показали первые две недели приема заявлений?

- Выбор выпускников во многом совпадает с интересами государства. Также подается много документов на специальности в сфере экономики и юриспруденции — они тоже в топе. В среднем примерно треть — это гуманитарная, социо-экономическая сфера. Но думаю, что в будущем эта картина изменится.

- Будет ли изменен порог баллов для поступающих в вузы?

- У нас есть минимальный балл, чтобы получить аттестат — он по русскому и математике. И есть минимальный балл, который устанавливает Минобрнауки, который нужен, чтобы поступить в вуз. При этом вуз может установить собственный минимальный балл.

Мы, кстати, видим, что многие вузы повысили проходной балл. Например, Высшая школа экономики — до 70-80, то есть ниже этого порога даже не приходи, даже на контрактную форму. В моем родном Химико-технологическом университете мы делаем отсечку по химии — 50, при том что балл по этому предмету, установленный Минобрнауки, — 36. Мое мнение: проходной балл — прерогатива вузов.

- Как показали себя изменения в правила целевого обучения, которые вступили в силу с 1 мая?

- Подготовка к приему в рамках целевой квоты в этом году проходила в ускоренном режиме, так как, действительно, сам закон вступил в силу только 1 мая. По нему начала функционировать платформа «Работа в России» в части целевого приема. Также с платформой был интегрирован суперсервер. Всем вузам было необходимо открыть личные кабинеты на платформе, а работодателям разместить свои вакансии. Сейчас там около 120 тысяч вакансий, это не все контрольные цифры в рамках целевого приема, это чуть меньше. Мы видим, что около 20 процентов целевых мест сейчас уже заполнены. Это неплохой результат, учитывая, что разгар приемной кампании придется на середину июля.

Однозначно, что для выпускников новая система более удобная. Но нам важен и отклик работодателей, насколько им было комфортно работать по новым правилам.

- Какую поддержку получат преподаватели фундаментальных наук в вузах после изменения налогового законодательства?

- Совершенствование налогового законодательства позволит высвободить средства на поддержку преподавателей фундаментальных дисциплин, об этом говорил президент. Отмечу, что фундаментальные дисциплины — это те, которые обеспечивают базовый блок обучения, над которым донастраиваются все остальные. Вместе с Минобрнауки мы проработали вопрос. Определены пилотные университеты — это те, кто участвует в программе передовых инженерных школ, сегодня их 50. Конкретные суммы, которые получат такие педагоги, станут известны осенью.

- А что со стипендиями, повысят ли их?

- По закону, смысл стипендии — это стимулирование. Именно в этом направлении, на мой взгляд, и нужно двигаться. Например, я вышел с предложением ввести в России стипендию имени Менделеева, и не только для талантливых студентов-химиков, но и инженеров, и нефтяников, потому что Дмитрий Иванович был ученым с широким кругом интересов. Сейчас с Минобрнауки мы обсуждаем такую стипендию в размере 15 тысяч рублей.

Читайте также:

• В Госдуме хотят подкорректировать правила сдачи ЕГЭ