День российской почты
Ежегодно во второе воскресенье июля в нашей стране отмечается профессиональный праздник работников почтовой связи — День российской почты. Праздник появился в 1994 году.
Упоминания о почте встречаются в письменных памятниках тысячелетней давности, однако, государственная регулярная почтовая связь России ведет свое начало с реформ Петра Великого. В далеком 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь, и для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском Пётр I издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва — Переславль Залесский — Ростов Великий — Ярославль — Вологда — Архангельск.
В Указе регламентировались условия перевозки почты, оснащение постоялых дворов, ответственность за сохранность почты, форма одежды ямщиков, а наладить регулярное почтовое сообщение предписывалось Наместнику Северной земли, резиденция которого находилась в Ярославле.
Реформы данной отрасли продолжились при Екатерине II. В 1781 году был создан Почтовый департамент, который сначала входил в состав Коллегии иностранных дел, а затем был выделен в самостоятельное Главное почтовых дел управление. В том же году началась пересылка по почте денежных средств и доставка писем на дом почтальонами. А первые почтовые ящики для сбора писем появились в Москве и Санкт-Петербурге в 1833 году, они были установлены в мелочных лавках и кондитерских. Железнодорожным транспортом почту впервые отправили в 1837 году — из Санкт-Петербурга в Царское Село.
В 1857 году в России была выпущена первая почтовая марка, а почтовые карточки введены в обращение в 1872 году. Еще через два года Россия стала одним из основателей Всемирного почтового союза.
В начале ХХ века для доставки почты стали активно использовать авиацию. Сначала так доставляли только служебную почту, а с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции.
В годы после Великой Отечественной войны развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. В начале 1990-х годов почтовую связь выделили в самостоятельную отрасль во главе с Федеральным управлением почтовой связи, созданном при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996-м преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ.
Кстати, в далёкой древности роль почтальонов выполняли гонцы с постоянной угрозой для жизни — в дороге на одинокого всадника могли напасть дикие звери или разбойники. Это заставляло их, отправляясь в чужую страну, завещать своё имущество детям. Не знал гонец, удастся ли ему вернуться живым и невредимым. В средневековых городах из-за непроходимой грязи почтальонам приходилось порой передвигаться на ходулях. Это ещё мы не вспомнили варварский обычай отрубать голову гонцу, принесшему дурные вести!
Пожалуй, самая любопытная почта из изобретенных — это пневмопочта. Словно станции метро расположены под землёй Лондона, где впервые появилась эта почта, специальные трубы. А дальше дело техники: толчок сжатого воздуха — и капсула с письмом улетает на другой конец города. А самая романтичная почта была у сибирских кочевников. Они лично передавали письмо тем, кто держал путь в нужном направлении. И так бережно, из рук в руки, письмо находило своего адресата. Передать письмо считалось делом чести.