День 9 января в истории
115 лет назад (1905) в Петербурге произошли трагические события, получившие название «Кровавого воскресенья» и ставшие началом Первой русской революции.
9 января (22 января по новому стилю) 1905 года войска и полиция Петербурга применили оружие для разгона 150-тысячного мирного шествия рабочих, направлявшихся с петицией к Николаю II.
Инициатором демонстрации стало «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», официально разрешённая организация под руководством священника Георгия Гапона. После остановки Путиловского завода организацией было принято решение обратиться к Николаю II с петицией, в которой говорилось: «Государь! Мы пришли к тебе искать правды и защиты… Нет больше сил, государь. Настал предел терпению…».
Рано утром в воскресенье, 9 января, десятки тысяч людей, среди которых были старики, женщины и дети, с иконами и царскими портретами в руках двинулись к Зимнему дворцу. Несмотря на имевшуюся информацию о мирном характере шествия, ещё накануне правительство объявило Петербург на военном положении и ввело в город войска.
Когда манифестанты подошли к Зимнему дворцу неожиданно раздались выстрелы. Кавалерия и конные жандармы стали рубить демонстрантов шашками.
По официальным данным, было убито 96 и ранено 330 человек, по неофициальным — свыше 1000 убитых и две тысячи раненых.
Трагические события 9 января 1905 года в Петербурге стали началом Первой русской революции, которая охватила страну в 1905-1907 годах.
143 года назад (1877) в Санкт-Петербурге состоялось первое заседание Общества взаимного вспоможения русских артистов (ныне Союз театральных деятелей РФ).
Оно было создано для «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований». Его членами могли быть артисты и режиссёры, поэты и композиторы, писатели и критики, художники и архитекторы.
В 1894 году общество было реорганизовано в Русское театральное общество, а в 1932 году — во Всероссийское. В 1986 году на его базе создан Союз театральных деятелей (СТД) РСФСР (с 1992 года — Российской Федерации).
Сегодня СТД РФ объединяет деятелей театрального искусства всей России. Его членами являются около 22 тысяч человек. У Союза более 70 региональных организаций в республиках, краях и областях России.
228 лет назад (1792) между Россией и Турцией был подписан Ясский мир.
Мирный договор, который завершил русско-турецкую войну 1787-1791 годов, был заключен в бессарабском городе Яссы (ныне территория Румынии).
Согласно договоренностям, России отходили Крым, земли между Южным Бугом и Днестром, на Кавказе восстановлена граница по реке Кубань. Турция отказывалась от своих претензий на Грузию.
251 год назад (1769) императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске бумажных ассигнаций.
Выпуск бумажных денег объяснялся тем, что «тягость медной монеты, одобряющая её собственную цену, отягощает её же и обращение». В то время в основном пользовались медной монетой, и для доставки 1000 рублей, которые весили более 60 пудов, необходимо было две телеги.
Первые банкноты были номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей и предназначались для крупных расчётов. Их печатали чёрной краской на белой бумаге с водяными знаками.
На банки, учреждённые Екатериной II в Санкт-Петербурге и Москве, был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации.
Деньги, введенные императрицей, были в ходу до 1843 года, когда началась их замена на кредитные билеты.
157 лет назад (1863) открылось Лондонское метро.
Первая линия подземки, соединившая два крупных железнодорожных вокзалов с районом Сити, была длиной 5,5 километров. Было построено 7 станций: «Паддингтон», «Эджвер-роуд», «Бейкер-стрит», «Портленд-роуд», «Гауэр-стрит», «Кингс-Кросс» и «Фаррингдон». Первые поезда ходили на паровозной тяге, и, из-за плохой вентиляции, метро было так задымлено, что иногда было трудно дышать. Несмотря на это подземка быстро стала очень популярным видом транспорта. За первый год работы было перевезено около 10 миллионов пассажиров.
Сегодня Лондонский метрополитен — один из крупнейших в мире. Его сеть состоит из 11 линий общей протяжённостью 402 километров. Ежедневно им пользуются свыше 3 миллионов лондонцев и гостей города.