День 22 июля в истории
Всемирный день мозга.
Учрежден по инициативе Всемирной федерации неврологов в 2014 году. Его цель — привлечь внимание к проблеме важности здоровья мозга, а также рассказать о наиболее распространенных заболеваниях головного мозга и нервной системы.
Несмотря на многовековое исследование мозга человека, до сих пор многие аспекты его работы остаются для учёных загадкой.
70 лет назад (1951) состоялся первый космический полет с участием собак.
В 1949 году была утверждена доктрина космической биологии и медицины, которая предусматривала экспериментальные полёты в космос животных, в частности, собак. Для этого было решено использовать дворняжек, поскольку они отличаются крепким здоровьем и смекалкой, а также неприхотливы в еде.
22 июля 1951 году первыми в экспериментальный полёт были отправлены собаки Дезик и Цыган. Геофизическая ракета Р‑1 В была запущена с полигона Капустин Яр (Астраханская обл.). Она поднялась на высоту около 100 километров, достигнув условной границы атмосферы Земли и космоса. Через несколько минут контейнер с животными благополучно приземлился на парашюте в 20 километрах от места старта.
Дезик и Цыган — стали первыми млекопитающими, которые успешно перенесли полёт в космос.
80 лет назад (1941) был героически отражен первый массированный налет фашистской авиации на Москву.
В планах немецко-фашистского командования по захвату столицы значительное место отводилось мощным ударам с воздуха. Гитлер поставил перед командованием своей авиации задачу сровнять Москву с землей.
В начале июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял специальное постановление «О противовоздушной обороне Москвы». Для защиты неба над столицей была сформирована Московская зона ПВО, в которую вошли 1-й зенитный корпус и 6-й истребительный авиационный корпус. Были созданы зоны воздушного заграждения важнейших объектов (Кремль, вокзалы, электростанции и др.).
В ночь на 22 июля 1941 года 220 бомбардировщиков фашистской авиации совершили первый налет на Москву. За пять часов на столицу было сброшено 100 тонн фугасных и 45 тысяч зажигательных бомб.
Во время налёта советским летчикам удалось уничтожить 12 вражеских самолетов, зенитчиками — 10. Простые москвичи помогали раненым, дежурили на крышах и тушили пожары.
В результате первой бомбардировки пострадали 792 человека, из них 130 — погибли. Были повреждены железнодорожные пути, водопровод, газопроводы, участки электросетей. На территории столицы возникло множество пожаров, повреждения получили более 30 зданий.
Днём 22 июля по радио был передан приказ наркома обороны Иосифа Сталина, в котором объявлялась благодарность войнам ПВО, бойцам пожарных команд, подразделений противовоздушной обороны и милиции Москвы за отражение налёта.
226 лет назад (1795) в Москве в имении графа Шереметева открылся театр-дворец «Останкино».
В XVIII веке одним из модных увлечений был театр. К концу века насчитывалось более 50 домашних крепостных театров. Зимой спектакли проходили в городских домах, а летом — в загородных усадьбах, где строили для этого специальное здание.
Граф Николай Петрович Шереметев был одним из знатоков театрального искусства. По его замыслу Останкинский дворец должен был стать дворцом искусств, где царит театр. Труппу граф собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться заграницу.
Новый театр открылся оперой «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. Его репертуар включал свыше сотни опер, комедий, балетов. Примадонной оперы была талантливая певица Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, ставшая впоследствии супругой графа Шереметева. Вначале XIX века театр был распущен.
300 лет назад (1721) в Санкт-Петербурге была учреждена Славенская школа (ныне Санкт-Петербургская православная духовная академия (СПбДА).
Она была создана при Александро-Невском монастыре по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского). Занятия в школе начались осенью того же года. Ученики изучали азбуку, письмо, арифметику, грамматику, псалтири и толкование евангельских блаженств. В свободное время они занимались музыкой и живописью под руководством петербургских преподавателей.
В 1725 году школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию, в 1788 году — преобразована в Главную семинарию, а в 1797 году — в Александро-Невскую академию. После всеобщей реформы духовного образования в начале XIX века академия распалась на три учебных заведения: духовную академию, духовную семинарию, Александро-Невское духовное училище. Осенью 1918 года они были закрыты.
Академия была воссоздана в 1946 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I.
Сегодня на двух факультетах СПбДА проходят обучение порядка 900 студентов. Среди её выпускников известные деятели церковной и светской истории нашей страны, в том числе граф Михаил Сперанский, хирург Николай Бурденко, невропатолог Владимир Бехтерев, физиолог Иван Павлов (лауреат Нобелевской премии), а также патриархи Алексий II и Кирилл.
10 лет назад (2011) в Осло и на острове Утёйа (Норвегия) Андерс Беринг Брейвик совершил двойной теракт.
Сначала преступник взорвал бомбу у комплекса правительственных зданий в центре норвежской столицы, где находится канцелярия премьер‑министра. Мощность взрывного устройства составила от 400 до 700 килограммов в тротиловом эквиваленте. Погибли восемь человек.
Спустя несколько часов Брейвик открыл стрельбу в молодежном лагере Норвежской рабочей партии на острове Утейя, застрелив 69 человек.
Всего жертвами двойного теракта стали 77 человек, ещё около 100 — получили ранения.
В августе 2012 года Брейвик был осужден на 21 год тюрьмы.
127 лет назад (1894) в Париже стартовали первые в мире автомобильные соревнования «Paris-Rouen Trail».
Их инициатором был главный редактор парижской газеты «La Petite Journal» Пьер Жиффар. Машины участников впечатляли разнообразием форм и конструкций: были автомобили с двигателями внутреннего сгорания и с паровым двигателем, а также электро- и пневмоавтомобили.
После отборочных «заездов» к старту были допущены 28 машин. Расстояние в 126 километров до Руана смогли преодолеть лишь 17 из них. Наибольшую скорость (более 20 км/ч) развил паромобиль маркиза Альбера Де Диона.