День 10 июня в истории
На Центральном московском ипподроме пройдут XVскачки на приз Президента РФ.
Турнир был учрежден по инициативе Министерства сельского хозяйства РФ и при поддержке Правительства РФ в 2004 году.
В разные годы он проходил на ипподромах Казани, Ростова-на-Дону, Пятигорска. С 2012 года Президентские скачки неизменно проходят на столичном ипподроме.
В скачках на приз Президента РФ участвуют лошади чистокровной верховой породы четырех лет и старше. Призовой фонд турнира составляет 10 миллионов рублей.
День работников текстильной и легкой промышленности.
Отмечается ежегодно во второе воскресенье июня в соответствии с Указом Президента РФ от 17 июня 2000 года. Первоначально этот день был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1966 года.
51 год назад (1967) состоялся первый полёт многоцелевого истребителя третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности МиГ‑23.
В воздух его поднял летчик-испытатель Александр Федотов. Истребитель был создан в ОКБ А.И. Микояна. Всего за время производства (1969 — 1985) было построено около 5000 МиГ-23 различных модификаций.
82 года назад (1936) была создана киностудия «Союзмультфильм».
Крупнейшая в России студия мультипликационных фильмов образована приказом Главного управления кинофотопромышленности в результате объединения различных мастерских на базе мультстудии управления. Вначале студия называлась «Союздетмультфильм», а 20 августа 1937 года была переименована в «Союзмультфильм».
Первый мультфильм, вышедший на киностудии, назывался «В Африке жарко», а уже через год на киностудии начали снимать первые цветные мультфильмы.
За 82 года «Союзмультфильм» создал более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках. Многие из них вошли в золотой фонд мировой анимационной классики и получили более 400 международных призов и наград.
87 лет назад (1931) между Москвой и Ленинградом начал курсировать первый в стране фирменный поезд «Красная стрела».
Первый состав поезда состоял из 12 вагонов: семь жестких купейных, три мягких, один спальный повышенной комфортности (это был первый в истории советских железных дорог вагон подобного класса) и один багажный. Средняя скорость первого рейса составляла 69,8 км/ч, а время в пути — 9 часов 45 минут.
Сегодня «Красная стрела» преодолевает путь между двумя столицами за 8 часов. Не смотря на то, что поезда подобного класса могут развивать скорость до 160км/ч, экспресс специально идет с замедлениями, чтобы пассажиры могли спокойно отдохнуть в пути.
Что интересно, первоначально вагоны поезда были синего цвета, позднее они по предложению первого начальника «Стрелы» были перекрашены в красный.
97 лет назад (1921) решением ВЦИК усадьба Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне получила статус музея.
Его первым директором была назначена младшая дочь писателя Александра Львовна. Уже в первый год работы музея его посетило свыше трех тысяч человек.
Сегодня Ясная Поляна — это крупный культурный центр. Здесь проходят конференции, литературные встречи, съезды династии Толстых. Музей является соучредителем одноименной всероссийской премии.
100 лет назад (1918) был создан Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря.
В этот день при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения РСФСР была организована Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи. Инициатором её создания был художественный критик и талантливый художник Игорь Эммануилович Грабарь.
В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские. В 1930-х годах руководством страны было признано нецелесообразным охранять целиком всё культурное наследие, а многое было признано вредоносным для идейного воспитания и мастерские были расформированы. Они вновь открылись в 1944 году.
С 1960 года мастерские носят имя ее основателя Игоря Грабаря, в 1974 году были преобразованы во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.
За свою вековую историю трудами сотрудников центра были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди них, фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, живопись из собрания Дрезденской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
211 лет назад (1807) на реке Иж по личному распоряжению императора Александра I была открыта «оружейная контора» (ныне — Концерн «Калашников»).
Руководил строительством нового завода горный инженер Андрей Дерябин. По его задумке, чтобы новое предприятие не испытывало трудностей с сырьём он был объединен с железоделательным. Первое стрелковое оружие было выпущено уже осенью 1807 года.
Позднее на базе «оружейной конторы» был создан Ижевский оружейный завод. В 1975 году он был преобразован ПО «Ижмаш», а в 2013 году — переименован в ОАО «Концерн «Калашников».
Сегодня Концерн «Калашников» — флагман отечественной стрелковой отрасли. На его долю приходится порядка 95% производства стрелкового оружия России. Продукция Концерна «Калашников» поставляется более чем в 27 стран мира.
306 лет назад (1712) в Санкт-Петербурге был заложен каменный Петропавловский собор.
Его строительство было завершено в 1733 году. Собор сооружен по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини на месте одноименной деревянной церкви.
С 1742 по 1858 год Петропавловский собор был кафедральным храмом Петербурга, а позднее он получил статус придворного собора.
После того, как в нём был похоронен Петра I, храм стал служить также императорской усыпальницей. Здесь были погребены все последующие российские монархи за исключением Петра II и Ивана VI. До 1917 года в усыпальнице были похоронены 13 членов императорского дома Романовых. В 1992 году здесь был похоронен правнук Александра II — великий князь Владимир Кириллович, в 1995 году из Кобурга сюда перенесен прах его родителей. В 1998 году в западной части храма состоялось захоронение останков Николая II и членов его семьи.
Петропавловский собор — главная архитектурная доминанта Санкт-Петербурга. Его колокольня высотой в 122,5 метра является самым высоким архитектурным сооружением города.
434 года назад (1584) в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Фёдора Иоанновича — последнего представителя династии Рюриковичей.
Фёдор Иоаннович — сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Он стал наследником престола после смерти своего брата — Ивана.
Церемония венчания на царство Фёдора Иоанновича стало первым, которое прошло по византийскому чину. Главной её частью был «великий выход» царя со свитой из дворца в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри храма было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») и символ верховной царской власти — скипетр.
После торжественной церемонии был устроен «салют»: были произведены выстрелы из 170 орудий разных калибров, а 20 тысяч стрельцов, поставленных в 8 рядов, салютовали двукратными выстрелами из пищалей.
75 года назад (1943) была запатентована шариковая ручка.
Её изобрёл венгерский журналист Ласло Биро. Ему приходилось много писать обычным пером, которое требовало чернильницы и оставляло кляксы, поэтому он и создал ручку «без хлопот».
Хотя изобретение и казалось многообещающим в денежном плане, новые пишущие приспособления, получившие название «биро», не стали популярными. Ситуация изменилась в 1953 году, когда французский предприниматель Марсель Бик упростил конструкцию и выпустил на мировой рынок дешевые одноразовые шариковые ручки «Bic».
109 лет назад (1909) впервые был использован сигнал SOS.
Еще до изобретения радио в конце XVIII века, на морских судах применялось множество различных сигналов бедствия: от семафорных флагов до колоколов. Когда на морских судах появились радиостанции, возникла необходимость в установлении единого радиотелеграфного сигнала бедствия. После долгих обсуждений, в октябре 1906 года в Берлине на Морской конференции, в которой приняли участие представители 29 государств, был утвержден сигнал «SOS».
«SOS» впервые прозвучал 10 июня 1909 года с пассажирского корабля «Кунард», который потерпел бедствие у Азорских островов. Хотя существует версия, что впервые сигнал бедствия был послан в апреле 1912 года с борта печально знаменитого «Титаника».