День 1 ноября в истории
День судебного пристава
Установлен указом Президента РФ от 8 сентября 2009 года.
Первое упоминание о судебных приставах можно найти в документах, датированных XIII-XV веками. В них говорится о «служивых людях», которые нанимались князем или городским вече и наделялись различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности. Они могли вызывать ответчиков на великокняжеский суд, а кроме того, собирать доказательства в пользу истца, разыскивать и принудительно приводить в суд ответчика.
В XV-XVII веках судебный пристав назывался недельщиком, так как исполнял свои обязанности неделями. За быстрое и своевременное обеспечение явки в суд ответчиков им полагалось вознаграждение.
После упразднения в XVIII веке института судебных приставов их функции перешли в ведение полиции. Однако это привело к тому, что незаинтересованные материально полицейские не всегда обеспечивали явку в суд ответчиков. Судебные процессы могли длиться годами.
В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен. В ноябре 1864 года император Александр II утвердил: Учреждение судебных установлений, Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей, Устав уголовного производства, Устав гражданского производства. 1 ноября 1865 года он подписал положение о введении их в действие.
Институт судебных приставов был вновь ликвидирован декретом Совета народных комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года.
Возрождение службы началось через 80 лет, когда были приняты федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В структуре Министерства юстиции РФ был создан департамент судебных приставов. В 2004 году он был упразднен и создана Федеральная служба судебных приставов.
Международный день вегана
Праздник был установлен в 1994 году в честь 50-летия Общества веганов Великобритании.
Веганство — наиболее строгая форма вегетарианства. Веганы едят продукты только растительного происхождения. Также они не используют мех, кожу и шерсть животных.
65 лет назад (1959) в Ленинграде был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания
До Октябрьской революции браки регистрировали в церквях. Церковные служители не только проводили обряд, но и делали записи в метрических книгах.
В декабре 1917 года был принят Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, согласно которому появились отделы ЗАГС, куда обращались желающие зарегистрировать свои отношения. При регистрации не предполагалось никаких торжественных церемоний: новобрачным просто ставили штамп в паспорте.
В 1959 году решением Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся был открыт Дворец бракосочетаний. Он расположился в особняке Дервиза на Английской набережной. Первыми в новом Дворце бракосочетаний расписались инженер завода подъемно-транспортного оборудования имени Кирова Михаил Назаров и фрезеровщица Любовь Федорова.
80 лет назад (1944), во время Великой Отечественной войны, завершилась битва за Заполярье
С первых дней войны немецкое командование планировало захватить Кольский полуостров и базу Северного флота СССР — незамерзающий порт Мурманск. Финляндия, воевавшая на стороне фашистской Германии, рассчитывала, что Кольский полуостров станет ее территорией.
Наступление армия «Норвегия» в составе двух немецких и одного финского корпуса начала 29 июня 1941 года. Ее поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и военно-морских сил Германии. Им противостояли 14-я армия Северного фронта, 7-я и 23-я армии, а также Северный флот.
Оборона Заполярья продолжалась более трех лет. К 1 ноября 1944 года советские войска, разгромив группировку немецко-фашистских войск на Крайнем Севере, освободили Советское Заполярье.
В декабре 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья», которой были награждены свыше 350 тысяч участников обороны. В 1974 году в память о погибших защитниках Заполярья в Мурманске был возведен 42-метровый мемориал.
100 лет назад (1924) на автомобильном заводе в Москве был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15
Автомобиль был построен на базе итальянского грузовика FIAT 15 Ter. При этом отечественные инженеры внесли в конструкцию множество изменений. Так, был увеличен клиренс, а также колеса с деревянными спицами были заменены на штамповочные диски. Кроме того, они доработали двигатель.
За годы производства АМО-Ф-15 было создано множество вариантов и модификаций. Грузовик служил каретой скорой помощи, пожарной машиной, на его базе строили автобусы. На основе модернизированного шасси АМО-Ф-15СП построили даже бронеавтомобиль.
125 лет назад (1899) на воду был спущен российский крейсер «Варяг»
Он был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США).
Корабль был оснащен мощным пушечным и торпедным вооружением, а также паровыми котлами новейшей модификации. На нем было электричество, телефон и радиостанция.
В 1901 году «Варяг» был отправлен на Дальний Восток для усиления русской эскадры Тихого океана.