Давка по требованию
Петербургский метрополитен в рамках эксперимента исполнил на 4 станциях подземки все предписания Ространснадзора
Нынешняя неделя стала очень нервной для пассажиров питерского метро. Люди, привыкшие чётко, с точностью до минуты, планировать свою поездку, столкнулись с непредвиденной задержкой: им пришлось подолгу стоять в очереди, чтобы войти на станцию. Таков результат эксперимента, который провёл метрополитен Санкт-Петербурга. Его цель — выяснить, как сотрудники и оборудование подземки способны выполнять требования безопасности.
Коллапс неизбежен
Станций для тестирования пока четыре: «Электросила», «Спасская», «Звенигородская» и «Крестовский остров».
«Потому что на них самый низкий пассажиропоток или есть альтернативные входы», — пояснила пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель.
Именно там взялись за скрупулёзное исполнение постановления Правительства № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов», выпущенного 5 апреля 2017 года в соответствии с Законом «О транспортной безопасности».
Так как у любого человека есть в карманах металлические предметы — ключи, телефоны, мелочь, то досматривать приходится всех.
Постановление, как легко понять из даты, вышло сразу после теракта в петербургском метро, произошедшего 3 апреля. В документе прописали требования к персоналу и оборудованию, а главное — обязали досматривать пассажиров.«Всех, на ком срабатывает звуковая или световая сигнализация рамок, отправляют на досмотр. Вещи из карманов просят выложить на столик, багаж пропускают через сканер. А так как у любого человека есть в карманах металлические предметы — ключи, телефоны, мелочь, то досматривать приходится всех. Сейчас мы пытаемся исполнить всё, что требуют Ространснадзор и прокуратура», — сказала Юлия Шавель.
В метрополитене о недовольстве пассажиров знают, тем более что читают многочисленные посты в соцсетях, в том числе и бранные, и всё понимают. Но поделать ничего не могут: постановление Правительства обязательно к исполнению.
А дальше — математика. В аэропортах через один досмотровый пункт проходит около двухсот человек в час. Постановление говорит, что на метрополитене оборудование должно быть загружено не менее чем на 70 процентов — это 140 человек в час. А на деле — 126. Именно столько людей и проходит к турникетам.
Начальник Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин дал 26 июля объяснение «Фонтанке.ру» о том, почему проверка пока ведётся только на четырёх станциях подземки.
«У нас недостаточная численность сотрудников, поэтому взяли станции с меньшим пассажиропотоком и внедряем основные каноны и постулаты нормативных актов по досмотру пассажиров. Их суть сводится к тому, что, если на человека сработал металлодетектор, он должен быть досмотрен, а пассажиры с ручной кладью идут в пункт досмотра с рентгеновским аппаратом», — отметил глава подземки.
И подтвердил — в дальнейшем такие досмотры станут нормой на всех станциях метро.
Либо штраф, либо толпа
«У нас есть всё необходимое для досмотра пассажиров оборудование, но людей много, — вздыхает Юлия Шавель. — Поэтому образуется очередь. А так как мы не имеем права допускать, чтобы в преддосмотровой зоне скапливалась толпа, нам приходится периодически закрывать станции».
Так они и работают: открывают двери, впускают порцию пассажиров, и снова закрывают. На «Звенигородской» приходится стоять на улице минут по 10-15, на «Электросиле» — по 20-25. Что будет, если требования постановления Правительства начнут соблюдать на всех станциях, даже представить страшно. Видимо, на самых загруженных — «Проспекте просвещения», «Петроградской», «Пионерской», «Ладожской» — людям придётся проводить перед входом по часу-полтора.
А не выполнять требования нельзя: сразу после выхода постановления на метрополитен зачастили проверки Ространснадзора. Их итогом стали штрафы за невыполнение предписаний документа. Плюс прокуратура до сих пор выписывает по паре распоряжений в день. За три месяца — 35 штрафов по 50 тысяч рублей. Попытка оспорить их в суде не увенчалась успехом: Фемида поддержала надзорные органы.
Эксперимент, начатый 22 июля, закончится 30 июля. Его цель — собрать данные отдельно для выходных и будних дней: сколько проходит пассажиров, сколько времени уходит на досмотр каждого, сколько предметов провозят.
«Всю полученную информацию мы доложим в комитете по транспорту, там будет большое совещание, где итоги эксперимента проанализируют», — пообещали в подземке.
А пока разработали рекомендации пассажирам, как тратить меньше времени на досмотр. Например, им советуют заранее доставать металлические предметы из карманов и выкладывать их на столик, как в аэропорту.
Вам ГОСТЫ или безопасность?
По мнению Владимира Гарюгина, в самом законе о транспортной безопасности нет проблем, беда в нормативных актах.
«Полагаю, должны быть отличия между метрополитеном и аэропортом, а у нас слишком большой удельный вес, взятый с аэропорта, — объяснил он свою позицию. — Эти требования при массовых перевозках реализовать очень сложно».
Чтобы избежать «пробок» в метро и соблюсти требования к безопасности, с точки зрения главы питерского метрополитена, необходимо за счёт федерального бюджета дооснастить станции техсредствами, увеличить количество сотрудников службы транспортной безопасности и отрегулировать «рамки» так, чтобы они не реагировали на телефоны и ключи в карманах у пассажиров.
Необходимо тщательно проверять тяжёлые сумки и рюкзаки, а если проверять каждого, у кого в руке кошелёк, то метро просто встанет.
Правда, метрополитен уже обращался с просьбой рассмотреть вопрос о снижении чувствительности «рамок», чтобы количество срабатываний было меньше. Но получил ответ — ГОСТы никто менять не будет. По его словам, досмотр на четырёх станциях продолжится.Заместитель председателя Профсоюза работников метро Валерий Собачкин, комментируя ситуацию «Парламентской газете», отметил, что при столь повышенных требованиях коллапсу — быть.
«Необходимо тщательно проверять тяжёлые сумки и рюкзаки, а если проверять каждого, у кого в руке кошелёк, то метро просто встанет», — уверен Собачкин.
Он подчеркнул, что любые правила можно подправить, если это необходимо и будет сохранена не только безопасность, но и удобство пассажиров.
В свою очередь, сенатор от Санкт-Петербурга Андрей Кутепов подчеркнул, что трудности во время эксперимента возникли даже несмотря на то, что пассажиров предупреждают о возможных проблемах и предлагают воспользоваться близлежащими станциями.
«Уже сейчас мы видим, что введенные меры нуждаются в тщательном анализе и доработке. Мы мониторим ситуацию и, при необходимости, будем обращаться в соответствующие органы», — констатировал парламентарий в комментарии «Парламентской газете».
С ним солидарен член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский.
«Предписания Ространснадзора обязательны к исполнению, но если они создают, как получилось в данном случае в метро Санкт-Петербурга, пассажирский коллапс, значит, надо их подправить при полном сохранении обеспечения безопасности граждан», — сказал депутат «Парламентской газете».
А председатель комиссии Заксобрания Санкт-Петербурга по вопросам правопорядка и законности Александр Кущак напомнил «Парламентской газете», что законов писано много, но к их исполнению надо подходить творчески, в зависимости от ситуации. Пассажиров, конечно, надо проверять, но нельзя создавать толпы у входа.
Профайлинг нам в помощь
Как исполнить требования постановления Правительства и не создавать неудобства для пассажиров, в метрополитене пока не представляют. А в Ространснадзоре и прокуратуре даже думать об этом отказались: не их компетенция, их дело — нарушения выявлять. Пришлось спрашивать рецепт у сотрудника израильских спецслужб Александра — называть свою фамилию он запретил.
«У нас сейчас та же головная боль, — рассказал Александр. — В Тель-Авиве после долгих споров строится первая линия метро. Спорили как раз из-за того, можно ли обеспечить безопасность такого сложного объекта. Вы же знаете, какая у нас в стране ситуация с терроризмом. Но всё же решили, что безопасность обеспечить можно. Взяли авиационный опыт, особенно нашего аэропорта имени Бен-Гуриона, что-то добавили. Секреты, разумеется, я раскрыть не могу. Скажу лишь, что досматривать пассажиров будут, но очень выборочно, чтобы не создавать давки. Ведь толпа тоже привлекательный объект для террористов. Датчики на взрывчатку будут, они весьма эффективны. Но упор сделан на профайлинг: выявление потенциально опасных пассажиров по их поведению. У нас прекрасная школа профайлинга, этой технике обучены все сотрудники «бетахон» (служб безопасности — прим. ред.), в том числе частных, многие военные, полицейские. У нас огромный процент терактов предотвращается именно профайлингом: террориста вычисляют ещё на дальних подступах и перехватывают. Я знаю петербургское метро и понимаю, что его строили не в расчёте на теракты. Установить там датчики в нормальном количестве можно, но это долго и дорого. Особенно учитывая, что повсюду мрамор и вы очень дорожите красотой своих станций. Надо менять зонирование вестибюлей, разделять пассажиропотоки, а это не везде возможно, где-то придётся задействовать территорию на улице. И обязательно профайлинг. Он не панацея, но снизить риск теракта в разы способен. Но нужен, конечно, не один-два профайлера на станции, а гораздо больше. Кроме того, каждый сотрудник метро, работающий в вагонах, на платформах, у эскалаторов, в вестибюлях, должен уметь вычислять опасного пассажира. А вот создавать толпу у входа однозначно нельзя».