Что спасёт пассажиров от нелегальных маршруток
На следующей неделе Госдума планирует рассмотреть законопроект, призванный закрыть лазейки для нелегальных перевозчиков
Обстоятельства столкновения маршрутки с автобусом 5 октября в Тверской области показали, насколько важно усилить контроль за перевозками всех статусов. Авария, в которой, по предварительным данным, погибло 13 человек, ещё раз напомнила - закон о возвращении лицензий для частных перевозчиков жизненно необходим.
Виновник оказался нелегалом
Рано утром 5 октября на дороге вблизи села Некрасово Тверской области произошла крупная авария. Микроавтобус Ford Transit выехал на встречную полосу и на полном ходу влетел в рейсовый автобус ЛиАЗ. В ДТП погибло 13 человек, включая шофёра маршрутки. При этом повезло, что автобус шёл практически пустой и основной удар пришёлся на место водителя, но мужчина выжил.
Вскоре выяснилось, что маршрутное такси работало нелегально. «Это частная компания, которая осуществляет незаконные пассажирские перевозки под видом заказных», — сообщил журналистам губернатор Тверской области Игорь Руденя.
Лицензии для частников вернутся
Такие ДТП уже давно перестали вызывать удивление. После того как в 2012 году были упразднены лицензии для заказных и частных перевозок, количество аварий с участием автобусов постоянно растёт, сообщал Минтранс. Статистика Госавтоинспекции это подтверждает: в 2015 году по вине водителей автобусов произошло 4996 аварий, в 2016-м — 5294, в 2017-м — 5608. А с начала 2018 года в России произошло уже 3632 аварии. Правда, в данных ГАИ не указаны характеристики виновников аварий: были ли это нелегальные перевозчики или водители рейсовых автобусов, неизвестно.
Но факт, что на российский дорогах курсируют пиратские рейсы, неоспорим. Лицензия обязывает перевозчиков соблюдать массу правил: содержать помещения для ремонта и техобслуживания транспорта, проводить медосмотр водителей перед рейсами и следить, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, устанавливать на автобусы тахометры и системы ГЛОНАСС и прочее. Чтобы избежать всего этого, недобросовестные компании стали попросту отказываться от лицензий и совершать регулярные перевозки под видом заказных.
В прошлом году законодатели пришли к выводу, что нужно возвращать лицензии для абсолютно всех перевозок восьми и более пассажиров. ИП и юрлица будут обязаны получать лицензии, если возят людей по заказу или для нужд компании. Соответствующий законопроект, разработанный Минтрансом, вошёл в число приоритетных на осеннюю сессию. В планах Госдумы рассмотрение документа было намечено на октябрь этого года. Как сообщил «Парламентской газете» глава думского Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, второе чтение законопроекта должно состояться уже на следующей неделе.
Как выявить нелегала
Надо признать: полулегальные рейсы на микроавтобусах пользуются спросом среди россиян. Потому что они лучше удовлетворяют постоянно меняющийся спрос, пояснил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. И дело даже не в более низких ценах, а ведь такие перевозчики экономят на содержании транспорта и водителей, так что могут позволить себе демпинговать. Микроавтобусы более мобильны, они могут ездить чаще и останавливаться по требованию.
«Поэтому и нужно, чтобы контроль усиливался за любыми перевозчиками независимо от их статуса. А в этом пока проблема», — сказал Кирилл Янков «Парламентской газете».
В то же время возвращение лицензий не представляется эксперту панацеей: «Не факт, что наличие лицензии будет гарантировать контроль технического состояния транспортного средства и состояния водителя. Кроме того, на дороге всегда есть вероятность ДТП, даже если водитель соблюдает все правила движения, как это делал шофёр ЛиАЗа».
Пассажирам, которым небезразлична собственная безопасность, можно дать один совет: предпочитать легальные рейсы. Как же определить добросовестного перевозчика? «Если автобус ходит по расписанию и отправляется с автовокзала, то есть большая вероятность, что компания контролирует соблюдение всех требований в отношении транспорта и водителя. Если же автобус отправляется не с автовокзала, его нет в расписании, он собирает пассажиров по городу — уверенность в качестве обслуживания намного ниже», — посоветовал Кирилл Янков.
Ещё материалы: Евгений Москвичев