Что поменять в ПДД, чтобы на дорогах гибло меньше людей
Каждое 11-е дорожно-транспортное происшествие в России — смертельное
В России выросла смертность на дорогах: за девять месяцев 2023 года в авариях погибли 10,3 тысячи человек, больше 120 тысяч пострадали. Об этом накануне Всемирного дня памяти жертв ДТП, который в этом году отметят 19 ноября, сообщили в Научном центре безопасности дорожного движения МВД. «Парламентская газета» изучила печальную статистику и спросила экспертов о причинах столь высоких цифр. Ответ простой, как выстрел, и старый, как первые авто: нужно учить и соблюдать ПДД. Но обо всем по порядку.
Лидеры роста
Все основные показатели дорожно-транспортной аварийности в стране за девять месяцев 2023 года выросли, сообщили в Научном центре БДД. Аварий с погибшими и пострадавшими стало больше на 5 процентов — 96 768, ранения получили 121 479 человек; на 1,6 процента, до 10 309 человек, увеличилось число жертв ДТП. Каждая 11-я авария в России приводила к смертельному исходу, подсчитали эксперты.
Рост количества погибших произошел в 43 регионах, наибольший — в Ингушетии (+52,8 процента), Ярославской области (+53,6 процента), Калмыкии (+64,2 процента) и Карелии (+96,8 процента). Наибольшее количество ДТП приходится на столицы субъектов РФ, а гибнут люди чаще всего в сельских населенных пунктах.
Самые аварийные месяцы — июль и август, меньше всего происшествий в феврале и марте. Почти треть всех ДТП происходит в пятницу и субботу, а больше всего людей гибнет в выходные дни. Аварии с наиболее тяжелыми последствиями чаще случаются с полуночи до шести утра.
Россия находится на 107-м месте по смертности в результате ДТП в мире, такие данные в 2021 году опубликовала Всемирная организация здравоохранения. Больше всего жертв аварий на душу населения страны в Африке, среди самых безопасных стран Мальдивы, Сингапур, Швейцария и Исландия.
За помощь на дороге
В России 9 из 10 аварий происходят из-за нарушения водителем ПДД, причинами гибели чаще всего становятся превышение скорости и выезд на встречку. В утвержденной Правительством Стратегии безопасности дорожного движения в качестве главной цели записано стремление к нулевой смертности в ДТП к 2030 году.
В Комитете Госдумы по транспорту, ознакомившись со статистикой МВД, сказали «Парламентской газете», что анализировать нужно каждую из причин аварий и работать с ними точечно. Следует обратить внимание на некоторые моменты. «Много аварий приходится на неопытных водителей, у которых стаж до двух лет, — отметил первый зампред комитета Павел Федяев. — Самое неприятное, что вырос процент ДТП, виновниками которых были дети около 16 лет, чуть младше и чуть старше. И конечно, без прав. Взрывная статистика по питбайкам, их вообще нельзя выпускать на дорогу, они же ввозятся как спортинвентарь».
Правила дорожного движения в школах изучают по остаточному принципу, это факультатив. С таким положением дел Павел Федяев не согласен: «ПДД дети знают хорошо если на уровне пешехода, но при этом садятся за руль или встают на электросамокат и по незнанию попадают в аварии».
Есть вопросы и к гибели людей за городом. «Пока доехала скорая, пока довезла, «золотой час» кончился, — рассуждает зампред транспортного комитета. — По 31-й статье закона об охране здоровья граждан первую помощь может оказать любой россиянин, и с большинством мероприятий может справиться даже ребенок. Необходимо усилить работу по обучению ПДД и навыкам оказания первой помощи».
Что поменять в правилах
Глава еще одного думского комитета, по социальной политике, Ярослав Нилов назвал одну особенность российских дорог: обилие знаков. «Часто они сбивают водителей с толку, заставляют нервничать, — сказал «Парламентской газете» депутат. — А причина в том, что на дорогах много камер, которые должны работать, то есть приносить доход от штрафов, вот и выставляют различные ограничительные знаки, и не всегда обоснованно». Назрел вопрос ревизии дорожных знаков и разметки, считает Нилов.
С парламентарием согласился член Общественной палаты РФ Александр Холодов, но он предложил пойти дальше и провести ревизию Правил дорожного движения. Они, по мнению эксперта, понятны далеко не всем водителям. Останавливать авто можно не меньше чем в 15 метрах от остановки, а если нанесена специальная разметка, то в 15 метрах от нее. «Тогда зачем нужна разметка, если все равно водителю нужно высчитывать эти метры, — задался вопросом Холодов. — Или остановка на мостах: она возможна, если на дороге больше трех полос. В Питере широких мостов много, получается, парковаться можно и на разводном мосту. С разметкой тоже беда: на дорогах в городах часто рисуют то, чего вообще нет в ПДД».
Примеров несостыковок еще много, на них в том числе обращают внимание люди, которые пишут в Общественную палату. Вместе с россиянами эксперты планируют написать новые ПДД и представить проект кабмину. Что называется, на почитать. При этом критически значимые правила менять, конечно, не предлагают. «Когда мы объявили сбор поправок, в интернете развернули кампанию против, — рассказал Александр Холодов. — Но у нас нет идей разрешать выезд на встречку и проезд на красный свет. Исправить ошибки и неточности, которые есть, нужно. ПДД не высечены в камне, их нужно менять, если существует объективная потребность».
Читайте также:
Ещё материалы: Павел Федяев , Ярослав Нилов