Что пассажиры могут требовать с проводника поезда
Минтруд обновляет профессиональный стандарт этого работника железных дорог
Более 70 процентов пассажиров РЖД уже сегодня покупают электронные билеты. Такие проездные документы считываются с помощью специального устройства — валидатора. Для поездки в поезде теперь не нужен не только бумажный билет, но и бумажник, в большинстве поездов оплатить еду, постельное белье или сувениры можно с помощью POS-терминала. Научиться пользоваться этими устройствами проводников обязывает обновленный профессиональный стандарт. Проект этого документа, подготовленный в Минтруде, опубликован на портале проектов нормативных актов. Его общественное обсуждение продлится до 5 июля.
В ногу со временем
В правилах речь идет о проводниках, работающих в поездах пригородного и дальнего сообщения, — скоростных, высокоскоростных, фирменных и электрических, а также международных, следует из обновленного профстандарта.
Проводник должен уметь пользоваться «программно-техническим устройством для приема к оплате платежных карт и программно-аппаратным комплексом по оформлению проездных и перевозочных документов». Напомним, эксперимент по продаже электронных билетов в России запустили в 2013 году. А сегодня через интернет проездные документы оформляют уже 74 процента пассажиров РЖД, рассказал в марте этого года в Совете Федерации глава компании Олег Белозеров.
Спустя три года, в 2016 году, в поездах появились и первые POS-терминалы. Они позволяют оплатить чай, еду и вообще все, что продается в поезде, банковской картой.
Эти нововведения и стали причиной обновления профстандарта, который устанавливает требования к уровню навыков и знаний, необходимых работнику, сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. «Таким образом, в случае появления дополнительных трудовых функций или необходимых квалификаций для работника внесение изменений в профессиональный стандарт становится крайне важным», — пояснила депутат.
Какая температура должна быть в вагоне
Как следует из профессионального стандарта проводника, основная его цель — обеспечение комфорта и безопасности пассажиров в пути следования. Эта работа начинается с приемки оборудования, инвентаря и документов еще в парке отстоя вагонов. Проводник должен проверить исправность отопительной системы, системы кондиционирования воздуха, освещения, электрооборудования, а также туалетов, котлов и прочего. В его обязанности также входит контроль безопасной посадки пассажиров, проверка у них проездных документов и документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы.
Во время движения необходимо поддерживать комфортную температуру в вагоне. Кстати, согласно Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, в вагонах с кондиционером летом это +22…+26 градусов, а зимой и в переходные периоды +20…+24 градуса.
Также проводник отвечает за чистоту в вагоне. По тем же санитарным правилам сухая уборка вагона с помощью пылесоса производится по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки, влажная — не реже одного раза в 12 часов. Уборка тамбуров и туалетов — не реже одного раза в шесть часов. А проверка наличия мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец — ежечасно или по просьбе пассажиров.
Среди других навыков проводника в профстандарте значится умение принимать решение при возникновении нештатной или конфликтной ситуации при обслуживании пассажиров.
Чтобы справляться со всеми возложенными на него задачами, проводник должен знать техрегламенты, санитарные нормы, особенности режима рабочего времени и отдыха, таможенные, пограничные и валютные положения законодательства, нормы делового этикета и еще десятки нормативных актов.
50 миллионов пассажиров
Как рассказали «Парламентской газете» в Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД), сейчас в ее штате числятся 28 тысяч проводников пассажирских вагонов. Большинство из них (83 процента) — женщины. Среди проводников есть сотрудники с высшим, средним профессиональным либо средним полным общим образованием. Они работают на 468 парах поездов. Среди них есть пассажирские, скорые, скоростные, дневные, двухэтажные.
«Компания ежегодно обновляет подвижной состав. В текущем году планируется получить от производителя 550 новых вагонов, в том числе 100 двухэтажных», — сообщили в ФПК.
В прошлом году поезда перевезли по всей стране 49,9 миллиона человек, в том числе в направлении Черноморского побережья и Кавминвод — 11 миллионов. Самыми популярными южными направлениями стали Адлер, включая Имеретинский курорт и Розу Хутор, Сухум, Анапа, Новороссийск.
В 2023 году собираются перевезти больше 50 миллионов пассажиров, основной рост, как ожидается, придется на курортный сезон.
Ещё материалы: Светлана Бессараб