Что нужно знать владельцам беспилотников
Даже «игрушечный» дрон следует зарегистрировать в Росавиации
Беспилотные воздушные суда, произведенные в России и ввезенные в нашу страну, должны проходить проверку на соответствие требованиям безопасности — эти и другие изменения в Воздушный кодекс, касающиеся пользования дронами в нашей стране, вступят в силу с сентября этого года. Поправки, в частности, дают возможность привлекать беспилотники к поисковым и аварийно-спасательным работам: проект постановления Правительства, утверждающего порядок такого привлечения, уже разработан Минтрансом и размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Каковы права и обязанности человека, решившего стать владельцем дрона, разбиралась «Парламентская газета».
На учет поставят все, что тяжелее 150 грамм
Спрос на беспилотники в России растет год от года — как сообщает ТАСС, ссылаясь на российских ретейлеров, только в первом квартале 2022 года он вырос на четверть, продано примерно 30 тысяч штук. При этом, если в 2021 году объем рынка дронов в России составил 10 миллиардов рублей, то уже к 2025 году аналитики прогнозируют его стремительно прогрессирующий рост — до 737 миллиардов рублей.
Сегодня любому владельцу беспилотника в нашей стране необходимо зарегистрировать его (если вес БПЛА — свыше 30 кг) или поставить на учет (вес от 150 грамм до 30 кг) в Росавиации. Ещё три года назад обязательной регистрации подлежали только «тяжелые» дроны (свыше 30 кг ) , которые применяются либо в военных, либо в коммерческих целях. Но с 27 сентября 2019 года правила изменили — государство стало вести учет беспилотников весом от 250 грамм и выше. А с 19 марта 2022 года Правительство опять снизило минимальный весовой порог — теперь до 150 грамм.
Эти изменения вступят в законную силу с сентября 2022 года — вместе с рядом других поправок в Воздушный кодекс России, принятых в декабре прошлого года. Изменения касаются правил регистрации беспилотных воздушных судов. В частности, на дроны, произведенные в России или ввезенные в нашу страну, должны наноситься опознавательные знаки.
Важным пунктом является ввод «сертификационного базиса» — это совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации дрона в России. В их числе — выдача сертификата на беспилотник как знак соответствия таким требованиям, которые устанавливаются компанией-разработчиком БПЛА и утверждаются Росавиацией.
Кроме того, новыми поправками устанавливается, что беспилотники и их владельцы смогут привлекаться к поисковым и аварийно-спасательным работам — с появлением этого пункта связана разработка Минстрансом порядка участия дронов в спасении людей.
Спасение утопающих — дело для беспилотников
Документ, подготовленный Минтрансом, устанавливает общий порядок привлечения «сил и средств предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению поисково-спасательных операций (работ)». Цель таких операций — оказание помощи пассажирам и экипажам, которые потерпели или терпят бедствие в воздухе и на море.
Порядок предусматривает, что руководство такими спасательными работами осуществляется Росавиацией — ведомство определяет места дислокации спасательных сил и средств, общее количество и типы воздушных судов, необходимых для поиска и спасения людей. При этом территориальным органом Росавиации назначаются старшие по районам поиска и спасания. Ими могут стать не только руководители госпредприятий и организаций, относящихся к Росавиации, но и владельцы частных беспилотных воздушных судов для несения дежурства в зонах бедствия.
Как подчеркнул депутат Госдумы Анатолий Выборный, решение об участии в спасательных операциях будет приниматься добровольно. Он отметил, что так или иначе мы включаем все наше общество в создание максимально безопасной территории проживания в нашей стране. «У нас есть уже правовые механизмы для создания народных дружин по охране порядка и для работы интернет-«дружинников», которые сообщают властям об источниках потенциальных угроз в виртуальном пространстве. А сейчас создаются правовые механизмы, чтобы дать возможность владельцам БПЛА принять участие в таком святом деле, как спасение людей», — сказал он «Парламентской газете».
Полмиллиона рублей за самовольные полеты
Помимо регистрации владельцу дрона может понадобиться и разрешение на полет. Оно необходимо, в частности, для полетов над любым населенным пунктом — в этом случае владельцу беспилотника необходимо получить «добро» от руководителей местных администраций.
Почти наверняка полеты частных дронов не одобрят в диспетчерских зонах аэродромов и вертодромов, в зонах ограничения полетов, над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований. Спецразрешение на полет БПЛА понадобится в случае, если его полет проходит на удалении менее пяти километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.
Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, ему как физлицу, согласно КоАП, грозит штраф от 20 000 до 50 000 рублей. Для должностных лиц он оставит от 50 000 до 150 000 рублей, для организаций — от 250 000 до полумиллиона рублей.
А еще беспилотникам, согласно действующему законодательству, запрещено барражировать над объектами госохраны. К ним относятся не только резиденции первых лиц государства, но и иностранные представительства, дома парламентариев и госслужащих. При этом сотрудники ФСО имеют право уничтожить неопознанный дрон, если есть вероятность причинения вреда лицу, находящемуся под охраной государства.
Помимо ФСО пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве могут сотрудники ФСИН, МВД, Росгвардии, ФСБ, Службы внешней разведки — такое право они получили, благодаря принятым в конце 2021 года изменениям в законодательство РФ. Это возможно в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, для проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий. В таких ситуациях силовики и правохранители могут не только перекрыть сигнал для дистанционного управления дроном, но и повредить и даже уничтожить беспилотник.
Впрочем, если полет дрона проходит вне запретных зон, а также если максимальная взлетная масса беспилотника не превышает 30 кг и полет проходит в пределах прямой видимости и в светлое время суток на высоте не более 150 метров от земли или воды, разрешения на вылет владельцу БПЛА не потребуется.
Когда дрон до тюрьмы доведет
Есть ситуации, когда владельцам дронов грозит и уголовная ответственность. Она наступает, если при полете, который проходил без требуемого по закону разрешения, беспилотник причинил тяжкий вред здоровью или даже убил человека. В таком случае владельцу дрона грозит до семи лет тюрьмы — как за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности.
Также лишение свободы на срок до двух лет может грозить за нарушение права на неприкосновенность частной жизни. Например, когда с БПЛА велась съемка над частным домом без разрешения и после распространения видео принесло убытки и моральный ущерб героям такого «кино». Самая мягкая санкция в данном случае — штраф в размере до 200 000 рублей.
Ещё материалы: Анатолий Выборный