Что может «упасть» после Facebook, WhatsApp и Instagram?
Для России главное — защитить свою цифровую инфраструктуру от внешних вмешательств, считают эксперты
Шесть часов простоя крупнейшей соцсети планеты Facebook стоили её основателю Марку Цукербергу 6,6 миллиарда долларов, следует из данных Forbes Real-Time. Сколько денег и нервов потеряли блогеры и обычные пользователи, привыкшие к непрерывной работе сервисов, никто не считал. Эксперты между тем предупредили: произошедший сбой был не последним.
Что случилось с Facebook?
Около семи вечера по московскому времени 4 октября в новостях появились первые сообщения о сбоях в работе Instagram, WhatsApp и Facebook. Частично функционал соцсетей и мессенджера восстановилась только к часу ночи. При этом в СМИ появилась информация об утечке данных пользователей «Фейсбука», но сервис опроверг это сообщение.
Инженеры компании Facebook на своём официальном сайте опубликовали объяснение причин произошедшего: «Конфигурационные изменения в магистральных маршрутизаторах, которые отвечают за координацию сетевого трафика между нашими центрами обработки данных, привели к проблемам, которые прервали связь».
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин объяснил «Парламентской газете», что это значит: «Инженеры не подумали, что принесёт обновление, и удалённо «выкатили» его в систему, из-за чего легла вся сеть серверов».
Facebook, по словам Муртазина, много лет экономит на инженерной службе и технической поддержке своих ресурсов, так что произошедшее не первый и не последний сбой в их работе. Просто предыдущие оказывались менее заметны — либо из-за них страдало меньше пользователей, либо их быстро ликвидировали.
По мнению эксперта, даже если в компании решат серьёзно вложиться в развитие инженерной инфраструктуры, то на это может уйти несколько лет. «Вкладывать в безопасность можно до бесконечности, но компании нужно искать равновесие между этими расходами и устойчивостью сервисов», — сказал Муртазин.
Россияне не остались без связи
Возможность повторения глобальных интернет-сбоев допустили и парламентарии. Первый зампредседателя Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи в Госдуме VII созыва Сергей Боярский сказал «Парламентской газете», что главное в этих ситуациях,+ чтобы они не приводили к утечке персональных данных пользователей.
«Судя по заявлениям официальных представителей площадок, которые упали, произошёл технический сбой, а не атака извне и не предательство внутри, — отметил депутат. — Если это так, то можно лишь развести руками. В любой совершенной системе могут произойти неполадки, причём довольно длительные».
По словам Боярского, этот сбой никак не отразился на объектах критической инфраструктуры — люди не остались без связи. «Кто-то, наверное, лишний час провёл с детьми или на свежем воздухе. Я лично не заметил, что остался без Вотсапа, перешёл на СМС и другие мессенджеры, — рассказал парламентарий. — Но чувство было тревожное, потому что мы не знали, с чем имеем дело».
При этом, как сказал Сергей Боярский, российский сегмент Интернета чувствовал себя уверенно: работали почтовые сервисы, поисковики, мессенджеры, службы заказа такси и другие. «В первую очередь это урок для специалистов, пока не для политиков, если мы не узнаем каких-то подробностей, — добавил депутат. — Я больше чем уверен, что в будущем это будет повторяться, так как любая система может давать сбой, даже самая совершенная. Вопрос только в том, как это будет отражаться на жизни людей».
Его коллега по IT-Комитету Антон Горелкин написал в своём телеграм-канале, что репутации Facebook нанесён серьёзный ущерб.
«Наверное, ещё обиднее, что виноваты в этом не «русские хакеры», а свои же технари, — отметил парламентарий. — Что это было: некомпетентность или злой умысел? Думаю, ответа мы не получим никогда, ведь в компании Цукерберга врать научились намного лучше, чем настраивать серверы».
Читайте также:
• Google и TikTok хотят не только «приземлить», но и «заземлить» • Соцсети из антирейтинга накажут большим рублём • Кто и зачем охотится за персональными данными
Кто следующий?
Проблемы с инженерными службами испытывают многие мировые IT-гиганты, констатировал Эльдар Муртазин. Свойственны они и российскому рынку, где сбои тоже происходят, но они не настолько глобальны и касаются меньшего количества людей.
Из-за ошибок разработчиков в какой-то момент могут «лечь» и портал госуслуг, и банковские системы, однако по-настоящему серьёзную угрозу цифровой инфраструктуре представляют вмешательства в её работу извне, считает эксперт.
«Так или иначе, глобальную Сеть контролируют американцы, которые могут воссоздать картину сбоя для определённой страны, например для России, — объяснил Эльдар Муртазин. — Уже два года мы строим систему защиты, которая призвана обезопасить цифровую среду от внешних вмешательств».
При глобальном сбое в работе популярных сервисов необходимо иметь альтернативные отечественные платформы, считает глава IT-Комитета в Госдуме VII созыва Александр Хинштейн. «Подобные случаи наглядно демонстрируют необходимость альтернативы и возможности выбора, — сказал он ТАСС. — Например, если перестанет работать поиск Google, наши пользователи без проблем перейдут на «Яндекс». При этом российский поисковик и так популярнее у локальной аудитории».
Хинштейн отметил важность выстраивания с иностранными компаниями прямого диалога, что позволит открывать их представительства на территории России. «Напомню, по закону «о приземлении» с 1 января 2022 года техногиганты должны открывать офисы на территории России с возможностью полноценно представлять компании», — уточнил он.