Все о пенсиях в России

00:00Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

два дня назадПарламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Что делать, если персональные данные утекли в Сеть

17.05.2022 21:20

Автор: Мария Федорова

Что делать, если персональные данные утекли в Сеть
  © pixabay.com

Кража и утечки персональных данных россиян происходят нередко. Как обезопасить себя от этого и что делать, если информацию все-таки похитили, — в материале «Парламентской газеты». 

Зачем кому-то нужны персональные данные

Чтобы украсть средства со счета, мошенникам нужна персональная информация его владельца. Именно поэтому преступники часто идут на самые хитроумные уловки, стараясь выманить эти данные у граждан.

Юрист Иван Соловьев говорит, что злоумышленники могут использовать различные способы сбора информации, например распространять вредоносные ссылки через СМС-сообщения. Номера мобильных телефонов киберпреступники берут из украденных баз данных, а также с сайтов с онлайн-объявлениями. Еще одной схемой, которой пользуются мошенники, является ситуация, когда они представляются полицейскими, следователями, сотрудниками банков или портала госуслуг.

Легенды бывают разные, но задача одна — махинаторы играют на эмоциях, чтобы люди добровольно перевели им свои сбережения или сообщили скрытые сведения, которые позволят списать деньги с банковских карт. По словам эксперта по информационной безопасности Олега Седова, у мошенников есть два основных сценария, чтобы завладеть вниманием потенциальной жертвы и получить деньги, — они могут удивить либо очень «плохими», либо очень «хорошими» новостями.

В случае же личной встречи они могут не только украсть карты и бумаги с данными, но и другие дорогие вещи.

Важно понимать, что, если человек лишается сбережений из-за собственной доверчивости, а не потому, что его счета взломали хакеры, банки не компенсируют потери.

Как персональные данные попадают в Сеть

Центробанк в рамках образовательного проекта «Финансовая культура» сообщает, что за последние годы личную информацию клиентов выгружали в Сеть сотрудники банков, микрофинансовых организаций и коллекторских агентств. Иногда у хакеров получается самостоятельно взломать базы интернет-магазинов, сервисных компаний, отелей и перевозчиков.

Бывает и такое, что пользователи сами выкладывают фото со своими персональными сведениями и банковскими картами в соцсетях и мессенджерах. Киберпреступники взламывают аккаунты и «сливают» такие данные в личные базы.

Некоторые пользователи вводят свои имена, номера телефонов и реквизиты карт на страницах псевдоконкурсов, лотерей и опросов. Так называемые фишинговые сайты мошенники создают специально, чтобы собирать персональные и платежные данные.

© freestocks / Unsplash

Как защититься от обманщиков

Во-первых, нельзя сообщать кому-либо полные реквизиты карты и выкладывать ее фотографии в сеть.

Во-вторых, следует вводить данные карты только на защищенных сайтах надежных компаний. Официальные сайты часто помечаются галочкой. Защищенное соединение легко узнать по значку закрытого замка сверху поисковой строки и адресу, который начинается с https:/.

Третий момент. Платежи лучше проводить через безопасные системы. Они перенаправляют на сайт банка, который для проведения операции присылает код подтверждения в СМС-сообщении.

Еще один совет. Не поддерживать разговор с незнакомыми людьми, которые звонят «от банка» и спрашивают про личный счет и баланс. Если такой звонок поступает, стоит его закончить и перезвонить самостоятельно на официальную горячую линию банка.

Руководитель Аналитического центра при Правительстве России Владислав Онищенко в интервью РИА «Новости» также посоветовал чаще менять пароли на любых хранилищах с личной информацией и не использовать один и тот же пароль на все. Он добавил, что самые важные данные, например финансовые, необходимо защищать двухуровневой аутентификацией и перепроверять, действует ли она.

Что делать, если данные уже «утекли»

При утечке финансовой информации и явных махинациях с картой, банковскими счетами стоит сразу обращаться в банк и правоохранительные органы, объяснил Онищенко.

Если же в Интернете оказались частные фотографии или номера из телефонной книги, ничего предпринять уже не получится. Если есть возможность через знакомых данные полностью стереть из Сети, то лучше это сделать. Однако такие возможности есть не у всех. «Проще забыть, иначе вы будете гоняться за тенью. Запретите публиковать в одном месте — появится где-то еще», — считает специалист.

Ранее эксперт по информационной безопасности Анатолий Лебедев в интервью радио Sputnik отметил резко возросшее количество атак вирусов-шифровальщиков на ресурсы российских компаний. Хакеры-вымогатели зашифровывают вирусы в базу данных компаний или ценные файлы, а затем требуют выкуп. По мнению эксперта, это связано с разными факторами, в том числе с взросшим числом онлайн-транзакций.

«Как правило, вирус заносят или путем приглашения на какие-то зловредные сайты, или путем рассылки зловредных писем, когда человек кликает на ссылку или открывает файл, после чего компьютер заражается, и дальше вирус делает свое гнусное дело. Одно из важнейших средств борьбы с такими атаками — повышение компьютерной грамотности сотрудников, чтобы они не запускали в локальные сети компаний вирус», — подытожил Лебедев.

Читайте также:

• Эксперт: Мошенники могут обманывают россиян, используя их интерес к VPN • Россиян предупредили о новой схеме мошенничества на фоне санкций • Как не стать жертвой мошенников при покупках в Интернете